Ирина Захарова
Эссе «Я — современный педагог детского сада»
Как это ни банально, но хочется сразу процитировать известных людей, которые когда-то высказались о профессии дошкольный педагог :
«Сеятель разумного, доброго, вечного. Воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс).
Очень правильное, на мой взгляд, определение «сеятель». Приходят в детский садик маленькие человечки, поднимаются на самую первую ступеньку по пути познания мира, и кто, как ни педагог, закладывает в них первые семена знаний, доброты, вежливости, любви к ближнему и умения сострадать. И, конечно, воспитатель должен сам нести в себе те качества, которые он хочет взрастить в малышах.
Публикация «Эссе „Я — современный педагог детского сада“» размещена в разделах
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег).
Настоящий педагог должен сам обладать пытливым умом и научить этому детей. Конечно, проще всего рассказать ребенку о тех или иных процессах в мире, но информация не укоренится в голове, пока ребенок сам не научится добывать эту информацию – потрогав, понюхав, сделав шаг и т. д. Здесь главное, дать ребенку чувство плеча, уверенность в том, что даже если что-то не получится с первого раза, он не останется без поддержки педагога. Главное суметь убрать у ребенка страх перед самим процессом добывания истины. Я вспоминаю свою дочку, тот период, когда она только научилась читать. Я дала ей книгу «Волшебник Изумрудного города» и первой ее реакцией было опасение, что она никогда в жизни не сможет прочитать такую толстую книжку. Тогда она попросила меня просто рассказать ей всю историю, чтобы не читать. Я рассказала ей самую суть истории, как ураган унес домик вместе девочкой и собачкой в волшебную страну. Вопросов у дочери возникло множество, а переживаний за персонаж еще больше. Видя, что ребенок заинтересовался, я прервала рассказ и предложила ей просто начать читать, чтобы узнать, чем же все закончилось. Так она перестала бояться толстых книг и до сих пор читает с удовольствием. Так и в детском саду, если воспитатель научит детей самим искать ответы на свои вопросы, он вырастит любознательных, не боящихся открывать что-то новое, людей, умеющих рассуждать. Ведь именно в процессе поиска истины возникают различные суждения и споры по тому иному вопросу. А, как известно, истина в споре и рождается.
Можно еще привести множество высказываний на тему настоящего педагога. Все они, как кусочки пазла, из которых и состоит понимание сути профессии. Все эти важные мысли были рождены людьми из далекого прошлого, но и сегодня звучат очень актуально.
Что же именно я понимаю под определением «Современный педагог детского сада»? Как я уже сказала выше, педагог должен быть воспитан и образован, обладать пытливым умом, но еще очень важным качеством современного педагога должно быть умение приспосабливаться к быстро меняющимся темпам развития современного общества и мира в целом, быть гибким и мобильным, уметь перестраиваться на ходу. Особенно это стало актуальным в период пандемии, когда воспитателям пришлось переходить на новый уровень общения и обучения.
Современный педагог детского сада должен постоянно совершенствовать свои навыки. ИКТ-технологии уже давно пришли в нашу профессию, но до сих пор далеко не все педагоги освоили их в полной мере. Современные дети быстрее и лучше разбираются в технике, чем воспитатели. Таким детям уже не интересно просто слушать, просто играть, их мозг работает гораздо быстрее, и нужно постараться, чтобы успеть за его развитием, а тем более, направить его развитие в нужное русло. Кто-то сказал мне однажды: «Зачем бежать рядом с конем, когда можно сесть на него». Современный педагог просто обязан освоить новые технологии, чтобы быть актуальным для современных детей.
Воспитатель сегодня должен уметь общаться с родителями, быть всегда приветливым и тактичным, уметь предотвратить конфликтную ситуацию или сгладить ее, если она уже случилась. Иногда, общаясь с родителями наших детей, мы с сожалением видим, что неплохо было бы сначала воспитать их самих. Обидно, когда все старания педагога просто перечеркивает грубость и необразованность родительского воспитания. Ребенок всего лишь копирует манеры и поведение своих родителей. Я считаю, что современный педагог не должен просто стоять в стороне и молча сносить неуважение таких людей. Нужно не бояться делать замечание таким родителям, отстаивать свою профессию и право называться воспитателем, дать понять, что все участники воспитания ребенка должны придерживаться общепринятых норм морали и поведения. Если педагог не способен тактично и корректно донести эту информацию до родителей, то он зря занимает свое место. Никто другой, кроме нас самих – педагогов детского сада – не воспитает уважение к профессии и важность ее для каждого человека.
Подводя итог всему выше сказанному, резюмирую:
Современный педагог детского сада должен обладать всеми теми качествами, которые воспитывает в детях: доброжелательность, сострадание, любовь ко всему живому, уважение к разным профессиям, чувство патриотизма. Он должен быть образован, но не должен останавливаться на достигнутом, а постоянно совершенствоваться в своей работе, чтобы не отстать от жизни. Современный педагог строит занятия таким образом, чтобы дети не боялись сами искать ответы на свои вопросы, учились рассуждать и высказывать свое мнение. Современный воспитатель чуткий и корректный по отношению к родителям, вызывающий уважение к своей профессии и отстаивающий уверенно свою позицию в воспитании детей. Родитель, приводящий своего ребенка в детский сад, должен быть уверен, что отдает его в надежные руки.
Хочется высказать также свои пожелания в развитии нашей профессии. Я считаю, что современный педагог должен быть защищен в различных экономических ситуациях. Сегодня постепенно престиж профессии поднимается, но уж очень небольшими темпами. А ведь вопросы воспитания – это основа всего, это фундамент, который мы закладываем с самого рождения. Современные дети – это наше будущее общество. Я бы поставила всех педагогов на один пьедестал с врачами. Пандемия заставила понять и начать ценить труд врачей. Также, в этот период, когда работа педагогов перешла на дистанционный уровень, многие родители задумались и по-другому оценили ту работу, которую делает воспитатель. Я считаю себя современным педагогом детского сада, и я благодарна всем воспитателям нашей страны, за то, что они продолжают поднимать престиж нашей профессии, несмотря ни на какие экономические потрясения. Ведь современный воспитатель – это призвание.