Ольга Опиева
Эссе «Я — педагог». Размышления о профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Опиева Ольга Викторовна,
учитель английского языка МКОУ «Карымкарская СОШ»
Я всегда с собой ношу видеокамеру…
Когда-то передача «Сам себе режиссер» была одна из самых моих любимых телевизионных шоу. Она казалась для меня чем-то новым, необычным – ведь любительская видеокамера только-только появилась в наших домах. В середине 90-х попасть в «Сам себе режиссер» считалось огромной удачей: люди ежедневно снимали весьма забавные сюжеты и отправляли их в студию. Как и мои ровесники, я мечтала о собственной видеокамере для того, чтобы запечатлевать самые неловкие, неповторимые, смешные ситуации и моменты. Прошло время… Камеры уже стали цифровыми. И в моей жизни появились наиболее интересные сюжеты, которые радуют и заставляют улыбаться каждый день под названием ШКОЛА.
Публикация «Эссе „Я — педагог“, Размышления о профессиональной деятельности» размещена в разделах
Я все также координирую весь процесс создания своего «фильма», но уже во взрослой повседневной жизни. Ведь именно от меня зависит успех или полнейший крах в случае провала моей «картины».
Все чаще и чаще я сравниваю деятельность учителя и ученика со съемочным процессом на киноплощадке, где педагог – это режиссер, а обучающиеся – актеры. И весь этот процесс «постановки» для меня настоящая сказка, удивительный мир, в котором много потрясающих сцен, серьезных и веселых эпизодов. Но больше всего впечатляет «живая» игра «актеров». Итак, добро пожаловать в Карымкарскую среднеобщеобразовательную школу «Action! Камера! Мотор! Начали!»
Замысел и реализация
Начнем с основ режиссерского мастерства. Замысел и реализация – два главных кита современной режиссуры. Педагогу, как и режиссеру, должны быть присущи творческие способности (вдохновение, креативность, воображение, потому что учебный процесс, как и любая драматургия, требует планирования. Урок будет эффективен лишь в том случае, если педагог сумеет правильно создать его «образ». Каким он должен быть - решать каждому учителю. Еще великий мыслитель и философ Древнего Китая Конфуций говорил: «Успех полностью зависит от проделанной подготовки. Без нее вас неминуемо ждет неудача». Но бывает так: учитель готов к уроку, полон интересных идей и замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но… Все пошло не так, как ожидалось. Поэтому всегда нужно помнить, что готовиться следует не только к мероприятию как таковому, но и к вероятным «форс-мажорам».
Для реализации успешного замысла учителю необходимо владеть искусством «перевоплощения», он должен уметь по-новому «срежессировать» урок и обновить «сценарий», средства и формы работы, исходя из конкретных, незапланированных ситуаций и условий. Одним словом, импровизация и еще раз импровизация…
Урок - это мир, это миг…
Узнать на нем надо много,
Здесь учитель и ученик,
И у них одна дорога.
Учитель!
Он всегда в дороге –
В заботах, поисках, тревоге,
И никогда покоя нет,
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись…
Актерский состав
Несомненно, без учеников воплотить все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно. Тем не менее, от педагога-режиссера зависит, как ученики «исполняют» свои роли. Стоит помнить о том, что «общее в учениках только то, что все они разные». И это действительно так. У всех у них разные оттенки кожи, разрез глаз, темперамент, они говорят на разных языках, обладают разными физическими и умственными способностями.
Я никогда не задумывалась о переезде из города в деревню. Но жизнь распорядилась так, что мне пришлось покинуть родную республику и уехать в другой регион нашей необъятной страны. А переезд – это всегда стресс: новое место, новая работа, новые друзья, новые ученики… И первые вопросы, которые я задавала себе: «Сельские дети? Какие они? Справлюсь ли я?»
Наконец, состоялась долгожданная встреча с ребятами. Впечатлений от этого знакомства было много. Однако, главное, что я для себя уяснила: «дети – они и в Африке - дети». Как бы грубо не звучала фраза, но это абсолютная правда. Все дети такие разные, но при этом такие одинаковые… Именно поэтому особенность профессии учителя заключается в том, что мы всегда умеем мастерски воздействовать на них, тем самым развивая их духовно и морально. Коммуникабельность, хороший интеллект и лидерские качества помогают нам находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, педагог в гораздо более высокой степени, чем режиссер, должен воздействовать на свою аудиторию, формировать правильное мировоззрение своих воспитанников. Думаю, следующий совет будет полезен: чтобы наладить отношения режиссера и актера, соответственно – педагога и ученика – необходимо совместное «действие», общее дело, работа. Для этого я неустанно повторяю ребятам слова американской писательницы Хелен Келер: «В одиночку мы сможем сделать так мало, зато сколько мы можем сделать все вместе!»
Место действия
Действия фильма зачастую разворачиваются в различных местах, декорации рисуются или создаются посредством компьютерной графики и визуальных эффектов. Так, и в школьной аудитории, кто-то видит ясную «поляну», а кто-то находится в полном недоумении, словно в «гремучем лесу». И от педагога зависит место дислокации «персонажей».
Признаюсь честно, в начале своей педагогической деятельности я боялась идти на какие-либо активные эксперименты в учебном кабинете во время занятия. Со временем я стала делать выводы, что урок должен быть динамичным, включать в себя как можно больше разнообразных подвижных видов деятельности, например, проведение игр для закрепления темы «Спорт» или танцевальные ритмичные физкультминутки для укрепления здоровья детей. Нередко я на уроке использую «сингапурскую методику», представляющую собой набор структур таких, как «take off/touch down» («встать-сесть», «stir the class» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу, «corners» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантами) и т. д. Как оказалось, смена «воображаемых декораций» вносит нотку разнообразия в учебный процесс, задает высокий темп работы. Методом «проб и ошибок» в конечном итоге я добиваюсь желаемого успеха. Но даже неудачная попытка должна быть всегда оправдана, потому что основная задача педагога – научить.
Тебе, мой зритель!
Фильм делает зритель? Безусловно, ведь он может увидеть в фильме такие достоинства и глубины или недостатки, о которых не подозревают ни актеры, ни режиссер. И нашими школьными «зрителями» выступают, конечно же, родители наших подопечных.
Школа, как и кино объединяет людей. Соответственно, как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом. Однако не все учителя могут охарактеризовать свои отношения с родителями как сотрудничество. Как показывает практика, на педагога часто обрушивается шквал критики со стороны «зрителей». Тем не менее, бывают исключения: наша благодарная «публика» активно включается в «действие», сопереживает происходящему на сцене, главным «героям», пытается принять участие и помочь в «съемочном процессе».
«Режиссура» педагога в образовательном пространстве рассматривается как особый вид искусства, способный воздействовать на общество. И настоящий педагог, Учитель с большой буквы – это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале – совместно с семьей). Для этого нам необходимо не только внимание и уважение со стороны своих учеников, но и со стороны всего общества. Педагогу важно получить «признание» чутких «зрителей».
Финальная сцена
«Стоп! Снято!», - кричат «героям» увлекательного «полнометражного фильма» под названием ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ спустя 11 лет. Но ученики начинают создавать собственный «фильм», успех которого зависит от многих факторов, в том числе и от сюжетной линии и пути, пройденного в школе.
Учитель-режиссер, отсняв свою «киноленту», переведет дух и вернется к съемкам новой «картины», так как педагогика – это непрерывный процесс. Но это будет совсем другая версия «фильма», другой жанр, другие «герои»…