Елена Переверзева
Эссе «Я-педагог!»
▼ Скачать + Заказать документы
Переверзева Елена Олеговна МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка» Джанкойский район Республика Крым
Очень часто задумываюсь, педагог – это кто?
Для одних педагог – это строгий учитель, для других наставник или мудрец.
Ответ на этот вопрос мне подсказала притча Шалвы Амонашвили «Крылья».
«Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
Публикация «Эссе „Я-педагог!“» размещена в разделах
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…»
Педагог – это птица, а птица – это полет, видение мира с высоты, это свобода действия и многогранность общения.
Так случилось, что с самого раннего возраста меня окружали мудрые взрослые: первый воспитатель, первый учитель и «окрыленные» педагоги в старшей школе. Именно они заметили во мне исследователя и первооткрывателя окружающего мира, ребёнка, который искал ответы на свои вопросы в мире предметов и явлений, литературе и прислушивался к советам взрослых.
Эта любознательность сохранилась во мне, поэтому вижу в каждом ребёнке исследователя, который хочет узнать больше. Именно это и послужило выбору методической темы «Познавательно-исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении «Ивушка».
Ведь какая это радость встречать детей по утрам и слушать их рассказы о том, что они видели по дороге в детский сад! Слушать о том, что ребенок совершил для себя какое-то маленькое открытие: заметил летящую паутинку или необычный камешек, который можно как-то преобразить, применив свою фантазию.
Я создаю для ребенка творческое пространство в группе и на игровой площадке с помощью развивающих центров (исследовательский, художественно – эстетический, мини – музеи и т. д., где ребёнок в самостоятельной деятельности познаёт законы природы и взаимодействует со своими сверстниками. А пока он исследует мир, я обосновываю его действия с научной точки зрения (литературный уголок, где находятся энциклопедии, научная литература, доступная для детей дошкольного возраста, на занятиях использую презентации, которые приближают детей к реальности изучаемого материала. Значимой задачей для меня является научить родителей общаться с ребёнком на доступном для него языке, уметь развивать интерес ребёнка к окружающему миру, поэтому рекомендую родителям принимать активное участие в наших познавательных мероприятиях и развлечениях, для того, чтобы они смогли "зажечь" в глазах своих детей искорку познания и желание исследовать мир вокруг себя.
Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Я думаю, что необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познания, не ждать готовых решений, а искать и находить ответы самостоятельно. А для этого, с ними рядом, плечо к плечу, должен идти педагог с «крыльями» за спиной.
И только тогда, ребенок с радостью будет исследовать мир и приобретать все новые и новые «перышки».
Работая более 10 лет воспитателем, я понимаю, что не ошиблась в выборе профессии. Мои рабочие будни стали для меня не только увлечением, но и возможностью обрести свои «крылья»!