Зульфия Ахметжанова
Эссе «Гражданская позиция современного педагога» на конкурс «Педагог года-2020»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывая детей, педагоги и родители
должны помнить, что они воспитывают
будущую историю нашей страны.
А. С. Макаренко
Гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. В чём же заключается гражданская позиция современного воспитателя? Прежде всего нужно понять, что понимается под «гражданской позицией»?
Публикация «Эссе „Гражданская позиция современного педагога“ на конкурс „Педагог года-2020“» размещена в разделах
Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Основополагающим является личностный результат, поэтому и главное предназначение педагога сегодня – воспитание гражданина России, значит педагог и сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.
Современный педагог предполагает воспитание людей новой формации, нацеленных на достижение успеха, такой педагог должен быть коммуникабельным, соответствовать реалиям времени. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе – это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно добиться качественных результатов обучения. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на пути воспитания детей, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания, потому что педагог остается педагогом, пока учится сам.
На мой взгляд, отличительными чертами современного учителя являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура. Профессиональный рост невозможен без самообразования, без владения новыми информационными технологиями. Современное образовательное учреждение-это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. Педагог должен помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность воспитанников.
Общество на всех ступенях своего развития заботилось о формировании человека со зрелой гражданской позицией – нравственной личности, способной приносить пользу государству, соблюдать правила совместного общежития.
Педагог современности не может замыкаться в узких границах дошкольного учреждения, в основе его деятельности должен лежать гражданский мотив : он должен жить тревогами народа, знать и любить его историю, заботиться о приумножении духовного богатства преподавания. Он несёт ответственность за воспитанника, за его умение владеть собой, сумеет ли в будущем ребенок принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой (совесть, перед близкими (долг, перед Родиной (честь).
Дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них зависит наше будущее. Мы, воспитатели, работаем с детьми и многое можем сделать для будущего процветания нашего государства. А значит, каждый современный педагог должен иметь собственную гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать «будущее нашей страны».
Компонентами активной гражданской позиции являются : социальная активность, гражданское самосознание и личные качества человека. Посмотрим на современного педагога с этой точки зрения.
Первый компонент - социальная активность. Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий.
Социальная активность педагога (воспитателя) – это качество личности, которое проявляется в его деятельностном, энергичном, открытом характере, в способности побудить своих воспитанников к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя.
В современном мире всё чаще приходится говорить о социальной пассивности людей. Она выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и трудовой активности, в равнодушии к общественно – политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Задача воспитателей не допустить воспитания социально – пассивной личности.
Педагог должен сам проявлять социальную активность, инициативу, стремиться к постоянному позитивному преобразованию окружающей действительности. Ведь очень часто именно педагог – главный пример для ученика.
Второй компонент гражданской позиции педагога-это гражданское самосознание.
Гражданское самосознание выражается в наличии высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества.
Гражданское самосознание - это осознание себя гражданином своего Отечества, это важнейшая часть культуры человека, связывающая его с государством, в котором он родился и живет, а главное, с народом, для которого он готов пожертвовать своим частным интересом.
Я уверена - у современного воспитателя должно быть сформировано гражданское самосознание, а значит, он должен знать и уважать историю своей страны, принимать посильное участие в создании её будущего (это, например, касается участия в выборах на любом уровне. Педагог и здесь тоже должен быть примером для всех).
Ещё одним выражением гражданского самосознания, на мой взгляд, является толерантность в национальном вопросе. Россия – многонациональное государство. Нетерпимый педагог не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим – это важнейшие качества современного педагога.
Третий компонент гражданской позиции воспитателя– это его личностные качества. По моему мнению, обязательное качество — гуманизм,т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. К тому же современный педагог должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Я являюсь современным педагогом, стараюсь идти в ногу со временем, слежу за политическими, правовыми и гражданскими событиями, доступным языком в соответствии с программой дошкольного учреждения стараюсь передавать все свои знания воспитанникам.
Большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Посредством чтения художественной литературы, просмотром презентаций, тематическими беседами, а также принимая участие в различных конкурсах, чтения стихов о своей Родине, о героях нашей страны.
Работа ведется не только с воспитанниками, но и с их родителями, провожу консультации, беседы и собрания на различные темы, в том числе и нравственно-патриотические.
С уверенностью могу сказать: профессионально необходимыми качествами педагога 21 века так же являются выдержка и самообладание, оптимизм (вера в своего воспитанника, справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм, педагогическая наблюдательность, интеллигентность, современность (наличие у педагога ощущения своей принадлежности к одной эпохе с воспитанниками, креативность.
Таким образом, признаками гражданской позиции педагога современности являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; качества личности, необходимые для эффективной гражданской деятельности.
Я думаю, если современный педагог-воспитатель обладает всеми этими составляющими, то «будущее нашей страны» в надёжных руках, главное помнить, что гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.