Инна Дерезуцкая
Эссе «Доверяю музыке я свою судьбу»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Дерезуцкой Инны Артуровны
МУЗЫКА, ПОДОБНО ДОЖДЮ,
КАПЛЯ ЗА КАПЛЕЙ ПРОСАЧИВАЕТСЯ
В СЕРДЦЕ И ОЖИВЛЯЕТ ЕГО. (Роллан Р.)
Анализируя прошедшие этапы своей жизни, могу с уверенностью сказать, что быть музыкальным руководителем мне было предопределено свыше. Ведь не секрет, что в наше время, даже получив образование, мы не всегда работаем по своей специальности. И я пыталась работать в другой сфере, но вернулась к детям и поняла – это моё призвание, моя жизнь…
Публикация «Эссе „Доверяю музыке я свою судьбу“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
С детства я думала лишь о профессиях, связанных с музыкой. Училась в музыкальной школе с восьми лет, потом – Воронежское музыкальное педагогическое училище, в котором пример прекрасных педагогов убеждал в верно выбранном направлении. И чем скорее было его окончание, тем ближе мне было преподавание музыкой. Один из учителей ещё на практике заметил гармонию в моих занятиях с детьми. На самом деле, работа с дошколятами – одно удовольствие. Они идут на занятия музыки с открытым сердцем. Конечно, не каждый станет музыкантом, но в жизни каждого человека музыка живёт в душе. Нужно научить ребёнка дружить с музыкой, чтобы она была с ним и в радости и в трудную минуту, ведь даже учёные выяснили терапевтическое влияние музыки на человека. Наряду с традиционными методами лечения музыкотерапия способна восстанавливать не только нарушенные функции организма, но и его энергетический потенциал, жизненные силы и работоспособность.
Музыка способна научить любви к природе, к человеку. А я, как музыкальный педагог, должна показать детям её таинственный мир фантазии, волшебства, чтобы воспитать благородство души, отзывчивость, доброту, любовь. Я испытываю невероятный душевный подъём и чувство глубокого удовлетворения, когда начинаю замечать, что такие понятия как тембр, ритм, форма, жанр… для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным членом общества.
И разве может остаться равнодушным к своей Родине человек, который хорошо знаком с музыкальными произведениями своего народа, с его культурой и бытом? Со всем этим дети знакомятся у меня на занятиях. Приобретённые знания дети проявляют на необыкновенно замечательных красочных праздниках! «Осенины», «Вечерние посиделки», «Святки», «Широкая Масленица», «Пасха»…- радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещотки, звучащие коробочки, элементы костюмов мы изготовливаем с детьми сами, родители поддерживают наше благородное начинание и всячески стараются помочь. Завершаются обычно такие праздники чаепитием и обязательно с русским самоваром, пряниками, сушками, разными сладостями. Искренние слова благодарности от родителей, воспитателей, самих детей - настоящее счастье для меня и высокая оценка моего труда. Я стараюсь воспитать каждого вверенного мне ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью.
Для этого нужно не только изучать другие произведения, но и учиться творить самим. В это время рождается чудо! Дети преображаются. Они чувствуют себя волшебниками, которые создают сказку при помощи разных инструментов, импровизируя на них. В эти моменты я пытаюсь стать для них доброй феей, которая пропускает все чувства и переживания детей через свою душу и сердце, направляя их на творчество и созидание, вдохновляя на новые и новые идеи. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться…
Для этого необходимо вызвать интерес у детей на занятиях. У самых маленьких – это пальчиковые игра, где с детьми осваиваю равномерную пульсацию, а также обязательно ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Для малышей эти занятия проходят в непринуждённой обстановке, на высоком эмоциональном подъёме. У детей более старшего возраста стимулировать природную любознательность помогает приём моделирования. Он позволяет показать и почувствовать в доступной для ребёнка форме особенности выразительных средств музыкального языка и их взаимосвязь, помогает ему воспринять закономерности строения музыкальной речи. Мы вместе моделируем ритмические и звуковысотные отношения, темп, динамику, фактуру, форму. Использую при этом следующие виды моделирования: речевое (различные возможности голоса, графическое (опора на зрительное восприятие, пространственное (рисование руками в воздухе, двигательное (в движении на месте и по залу).
Продолжая тему моделирования, мы с детьми пробуем создать графическую запись звуков. Это является интеллектуально-фантазийной игрой (изображение пирамидки, ступенек, кружков разных размеров). Графическая запись развивает символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей.
Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания и умения. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские и творческие возможности. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения…
Особенность детей в том, что они не могут долго находиться без движения, особенно современные дети. Тот мир, в котором мы живём сейчас, перенасыщен агрессивными звуками, бесконечной суетой. Поэтому все занятия по ознакомлению с музыкальными произведениями, инструментами проходят в игре. Здесь необходимо никого не упустить из виду, чтобы не было обид и огорчений. Ведь, как сказал Афанасьев: «Детство всякого человека – это слышимый ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
Чтобы зёрнышки, посеянные мной в душах детей, дали ростки, я тесно сотрудничаю с их родителями. Ведь только совместными усилиями можно закрепить то, что они получают в саду на музыкальных занятиях. Обычно папы и мамы идут мне навстречу. Успешно работает творческая мастерская, где руками взрослых и детей изготавливаются самодельные музыкальные инструменты из природного и бросового материала. Пластмассовые бутылки превратились в шумовых матрёшек, ёмкости из-под киндерсюрпризов, наполненные пуговицами, браслеты с монетами, издающие своеобразные звуки, гвозди разных размеров – это тоже шумовые инструменты, и даже бутылки разной величины станут прыгающими зайчиками и белочками.
Часто мы устраиваем совместные концерты («Русские романсы», «Хочу на сцену», театральные постановки (М. Красева «Муха-Цокотуха», музыкальная опера «Волк и семеро козлят», викторины и соревнования («Папа, мама, ты и я – музыкальная семья», «Праздник смеха», «Русская коса – девичья краса», в которых принимают участие и родители, и дети, что способствовует раскрепощению детей, сближению друг с другом и дальнейшей заинтересованности музыкой. Результативность опыта подтверждается их выступлениями на различных мероприятиях. Многие дети не теряют связи с музыкой и в дальнейшем, поступая и оканчивая «Школу искусств», музыкальное училище.
В этом я вижу результат своих занятий, своего труда. Дети, которые уже учатся в школе и окончили её, часто приходят ко мне, демонстрируя свои успехи и достижения в музыкальной деятельности – на конкурсах танцев, вокала. Это говорит о том, что любовь к музыке, заложенная в детстве, не только сохранилась, но и выросла в нечто большее. Успех моих детей – это и мой успех. Цель моей работы в саду – превратить маленьких утят в красивых лебедей, которые с уверенностью в себе и своих силах поплывут по реке жизни. Ведь…
Что такое для меня детский сад?
Видеть радостные лица ребят
И тревожный родительский взгляд…
…Это шум, это гам, это мыслей полёт,
Это детского творчества водоворот…
И возможность учить, и возможность любить,
Ради детского счастья жить!