Шуклина Татьяна
Эссе «Дисциплина внутри начинается снаружи»
▼ Скачать + Заказать документы
В период самоизоляции как-никогда кстати это слово – дисциплина.
Есть такая поговорка: «Любая демократия без дисциплины превращается в анархию».
У людей старшего поколения это слово не вызывает приятных ассоциаций, потому что во времена СССР к дисциплине сформировалось очень негативное отношение. Это были правила, которые сковывают, не дают свободы и развития.
Публикация «Эссе „Дисциплина внутри начинается снаружи“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В современном мире формируется другое отношение к дисциплине. Сейчас появляются различные направления в педагогике, где используют более осознанные и гуманные методы дисциплины (например, гуманная педагогика или вальдорфская система).
Как ни крути, дисциплина нужна, и не только для того, чтобы облегчить жизнь родителям. Она важна, в первую очередь, для самого ребёнка, чтобы обрести стержень внутри и научиться успешно взаимодействовать в социуме.
Почему же эта тема всегда вызывает и интерес, и страх, и неприязнь одновременно?
Потому что у многих родителей не получается эту самую дисциплину организовать.
В этом нет ничего необычного и страшного. Нас, родителей, не учили воспитывать детей. Мы делаем это интуитивно. Это просто нужно принять и спокойно разобраться.
Очень часто существуют всего лишь две причины того, почему не получается:
1. Родители не знают или не понимают психологию ребёнка (возрастные особенности, наличие кризисов в каждом периоде жизни, не учитывают его темперамент (например, сангвинику легче придерживаться дисциплины, чем холерику).
2. Нет понимания цели дисциплины. Т. е. зачем мы требуем от ребёнка это, и это, и это. Мы хотим, чтобы ребёнок научился делать много всего, но не объясняем пути достижения. Например, я хочу, чтобы детская комната была всегда чистой. И точка. Иди убирай и не разбрасывай. Но я забываю научить ребёнка сортировать игрушки, ставить предметы так, чтобы они занимали меньше места, порядку в конце концов.
И тут хочется посеять такую мысль:
Нам очень приятно видеть воспитанных и дисциплинированных детей. А что вы думаете об идущих рядом таких же воспитанных и дисциплинированных родителях?
Признаюсь честно, я редко такое видела и, признаюсь ещё честнее, сама не всегда воспитана и дисциплинирована.
Дети в большинстве своём копируют поведение родителей, а значит, как это ни печально, сначала надо дисциплинировать и воспитывать себя.
Приведу личный пример. Пока я не начала сама, осознанно, заниматься утром физической активностью, моих детей сложно было заставить сделать комплекс конкретных физических упражнений. Сейчас, каждое утро, перед завтраком, мы включаем музыку и занимаемся каждый по своей программе, в одной комнате, добровольно.
Бывает очень обидно, когда начитаешься умных книг по воспитанию, запомнишь пару полезных фраз, способных за одну минуту исправить ситуацию, а в тот самый момент, когда нужны все эти знания, почему-то из-за накала страстей и эмоций всё это вылетает из головы.
Тут к нам на помощь приходит новое модное направление – эмоциональный интеллект. Сейчас много статей, видео обзоров и книг на эту тему. Выбирайте любой понравившийся вариант и снижайте градус эмоций. Как только накал эмоций снижен, все умные слова начнут проблёскивать в вашем уме.
Есть ещё такой аспект, дисциплина связана с наказаниями.
Сейчас много родителей испытывают страхи, когда наказывают детей. Страхи могут быть такими:
- чтобы не было так, как у меня в детстве,
- что мой ребёнок перестанет меня любить,
- что я могу нанести ребёнку непоправимую травму,
- что я сломаю ребёнка как личность.
Всё вышеперечисленное будет иметь место, если родитель наказывает своего ребё нка из таких соображений:
- слить негативные эмоции,
- закрыть свою детскую травму,
- быть хорошим в глазах окружающих (например, ребёнок в общественном месте совершил некорректный поступок, и мы его наказываем только для того, чтобы окружающие успокоились).
Но если мотивация у родителя будет такая, чтобы ребёнок в следующий раз так не делал, согласитесь, разговор с ребёнком будет строиться по-другому.
Главное увидеть свои ошибки и исправить их.
Подытожим.
1. Дисциплина важна для построения стержня ребёнка, ведь внешняя дисциплина со временем переходит во внутреннюю.
2. Почерпнуть информацию о возрастных особенностях, поизучать своего ребёнка.
3. Научиться контролировать свои эмоции. Тут нам в помощь эмоциональный интеллект.
4. Адекватно и осознанно подходить к наказаниям, строить конструктивный диалог с ребёнком, не ради личной выгоды.
Для того, чтобы это было легче реализовать, совет:
Поразмышляйте над вопросами:
- какие качества в ребёнке вы хотите воспитать на всю жизнь? (Например, адаптивность в здоровом её проявлении)
- какими вы видите ваши отношения с ребёнком в разные периоды его взросления (вы наверняка будете по-разному общаться с младшим школьником и подростком). Как вариант, его предлагает психолог Татьяна Михеенко, можно издалека гордиться успехами ребёнка. Это означает принять тот факт, что дети в нашей жизни – долгожданные гости, но всего лишь гости. Нужно уметь постепенно отпускать их, давая и уважая право выбора и свободы.
- какими вы видите отношения ребёнка с другими людьми, в том числе и с вами? Увы, природой в базовый уровень заложена только забота о потомстве. Забота о родителях - не природная программа, а социальная. Если после взросления, ребёнок сам будет инициировать общение с родителями, это будет прекрасное доказательство вашего воспитания.
Источники, используемые в статье:
1. Лекции психолога Татьяны Михеенко
2. Мухина В. С. «Детская психология», раздел возрастная психология.