Галина Железцова
Эссе «Дети как дети, и все с чудинкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, как дети, и все с чудинкой.
Ах, детство, детство! Все-то в его глазах
нарядно, велико, необъятно, исполнено
тайного смысла, все зовет подняться на
цыпочки и заглянуть туда, «за небо».
В. Астафьев
Проработав уже более 28 лет педагогом, я не перестаю удивляться своим открытиям и педагогическим находкам. Дети для меня – это клад. Бесценный клад самых дорогих самоцветов, где каждый камешек неповторимо красив, необычен и удивителен. Современный педагог должен быть мастером своего дела, чтоб каждый камешек в его руках не потускнел, а стал бриллиантом.
Публикация «Эссе „Дети как дети, и все с чудинкой“» размещена в разделах
Вспоминаются самые первые ученики – Жанара Амурзакова. Конец августа, стою у окна и вижу, как мои девочки с тяпками и метлами проходят мимо окон. Куда это они, думаю? Ответ получила 1 сентября – это они мне сюрприз сделали, территорию школы в порядок привели.
Очень самостоятельные были дети : достаточно мне было сценарий праздника разработать, прорепетировать один раз, а потом они все делали сами. Много лет прошло, дети выросли, институты закончили. Время из тех маленьких алмазиков настоящие бриллианты сделало. Многие стали хорошими специалистами – врачами, учителями, юристами.
Помню один случай, при изучении ориентирования на местности, мы пошли с детьми в лес, я объясняю материал новый для них и показываю муравейник, обращаю внимание на деревья. «Мох на северной стороне деревьев» - говорю. Света задумалась, а потом и говорит: «Это старичок -Лесовичок придумал помогать людям дорогу домой найти». Идея со Старичком-Лесовичком мне очень понравилась, дети даже письма ему потом писали. Странная пора – детство, вера в волшебство и сказки.
Кто-то из них со временем повзрослеет и станет реалистом, а кто-то на всю жизнь сохранит эту веру и передаст другим. Много было разных детей и ни одного похожего, даже в ясельной группе каждый уникален по- своему. Один всегда бодр и весел, улыбается, другой задумчив; один готов играть со всеми, другой – сидит, прижавшись к воспитателю, третий сам может организовать игру. Например, Никита – ему всего 2 годика, а он хороший организатор с развитым воображением. Усадит детей на лавочку, а сам впереди – шофер, и вот уже «автобус» тронулся. Или с Любой и Димой устроят соревнования по лазанию под манежем.
У детей постарше свои чудинки. Как-то летом мы ходили в поход за лог, и дети устроили игру - сбегали с горки. На мой вопрос, чем им интересна эта игра, ответили: «Нам нравится обниматься с ветром». И действительно то, что взрослому не понятно, на первый взгляд не интересно, у детей находится простое и верное объяснение. И когда я сама попробовала, то поняла, насколько точно дети объясняют свои ощущения встречи с ветром. Все гениальное просто.
Потом дети из веточек сделали маленький шалашик. «Кому это вы сделали домик?»- спросила я их. «Плакунчику, вдруг он будет здесь проходить и захочет отдохнуть. Мы ему и конфет оставим, вот он обрадуется!»- ответили дети. Я вспомнила, что неделю назад читала сказку про Плакунчика. И была очень рада, что дети не забыли, и кроме того решили сделать ему приятный подарок.
А однажды на прогулке, я была удивлена, так как никогда с ребятами ни о чем подобном не говорила. Мы читали произведения устного народного творчества. На участке две вырезанные из дерева фигуры женщин, они стоят с основания детского сада. Мы приходили, и дети никогда не обращали на них внимания. Помню, провела занятие по знакомству детей с родственниками тряпичной куклы, и вот вскоре после этого наши статуи были замечены детьми, обрели имена и характеры. Аделина, Ира и обе Кати очень жалели одну из них, а другую ругали. В чем дело? Бедную Машеньку заколдовала злая Баба-Яга и они хотят освободить Машеньку и наказать Колдунью.
Оказывается достаточно одной малой искорки знакомства с наследием прошлого, чтобы детское воображение и фантазия соединили реальную жизнь со сказкой.
Выезжали мы с детьми на экскурсию в лес, там нашли муравейник, он был очень большой, но муравьев на поверхности было очень мало. «Они еще спят,- решил Слава и постучал палочкой по муравейнику,- я их разбужу». Тут муравьи, находившиеся на поверхности, засуетились. «Не стучи, видишь это охранники, им не нравится, что их беспокоят, - сказал Сергей,- они устали, вон какую кучу натаскали, сейчас отдыхают». Интересно наблюдать их разговор. Когда мы встретили муравейник на поляне, он был меньше, чем первый, вровень с землей и много муравьев копошилось на его поверхности. «Смотри, Слава, они не успели приготовиться к зиме, у них маленький муравейник»- объяснил Сергей. Я попыталась объяснить, что большая часть муравейника находится в земле, но дети не поверили. Мы поиграли с детьми, сделали дом из листьев Лесовичку, спели ему песенку. Я думала, дети забыли про муравьев, но нет, мое объяснение их не устроило. Где-то на дороге они нашли сено и стали носить его, класть на муравейник. «Что вы делаете?»- поинтересовалась я. Они ответили: «Мы муравьям помогаем дом строить, мы же большие». Тут подошла Настя с листочком: «Посмотрите, муравей заблудился, а я его домой принесла».
Все дети разные, но одно у них общее - каждый с чудинкой. Для меня будет большой наградой, если дети пронесут через всю жизнь, зажженную мной искорку «чудинку». По-моему, к этому должен стремиться каждый, уважающий себя, педагог.