Лилия Герасимова
Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство методик раннего развития, а также множество авторских курсов предлагают мамам дошкольников в первую очередь развивать интеллект ребенка — учат логическому мышлению, читать и считать.
Об эмоциональном интеллекте подавляющая часть родителей почти ничего не знает. Однако в дошкольном возрасте развивать его куда важнее, ведь за этим термином скрывается умение различать, понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.
Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект ребенка“» размещена в разделах
Почему же так важно развивать у ребёнка эмоциональный интеллект?
Как правило, дети с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, адаптируются к новым обстоятельствам, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих сверстников. Они эффективнее действуют в конфликтных ситуациях и проявляют меньше тревожности. Это очень помогает и во взрослой жизни!
Как развивать эмоциональный интеллект в общении?
Эмоциональный интеллект ребёнка незаметно для нас развивается с самого рождения. Тёплое, радостное общение с мамой, ее естественный отклик на эмоции ребенка в первые месяцы и годы жизни создаёт для этого благотворную почву.
Например, малыш сильно потянул маму за волосы. Нужно объяснить, что маме больно и неприятно, и поэтому впредь не нужно так делать.
Или: малыш плачет. Для развития эмоционального интеллекта важно не «затыкать» ему рот пустышкой, не пытаться отвлечь и развеселить — нужно с ним говорить. «Ты плачешь, ты чем-то расстроен, наверное, ты хочешь. (ваши предположения, и злишься, что не получается. Я тебе сочувствую и хочу тебе помочь».
Современным мамам такая реакция может показаться надуманной и странной: большинство из нас в детстве учили эмоции в себе подавлять. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было еще прилично, то плакать, злиться или бояться — плохо и стыдно. Мы давим в себе страх, гнев, чтобы казаться воспитанными и сдержанными. Но подавление эмоций влечёт за собой стресс, нервные расстройства и даже настоящие болезни.
Как же избавить своё чадо от подобных проблем в будущем? С чего начать?
При любом эмоциональном всплеске помогать ребенку понять, какие чувства он сейчас испытывает. Если это злость, то не отвечать на нее своей злостью, а объяснить: сейчас ты злишься, ты чем-то возмущён. Если это радость: ты рад и доволен, мне так приятно видеть тебя таким. Не пытаться подавить ту или иную эмоцию такими выражениями, как «мужчины не плачут» и другими стереотипными фразами.
Освоить такой способ общения с ребенком может быть нелегко. Поначалу можно воспользоваться помощью психолога или специального педагога, который научит и ребенка, и родителя говорить об эмоциях, не стесняться и не бояться проявлять их и обсуждать. Так родитель сможет поработать над уровнем своего эмоционального интеллекта и в дальнейшем испытывать меньше трудностей в общении с малышом.
Игры и занятия для развития эмоционального интеллекта
Детям в возрасте от 2 лет уже можно рассказывать о том, как управлять эмоциями, на примере игр и сюжетов из жизни. Например, игрушечный мишка в руках мамы (или герой книжки) заплакал. Нужно обсудить с ребёнком, почему это произошло, что и кому он хочет этим показать, как сделать так, чтобы он перестал плакать. Так ребенок постепенно учится чувствовать эмоции других людей, понимать их причины.
А с детьми старше 2 лет можно заниматься арт-терапией.
Для развития эмоционального интеллекта малышей психологи обычно используют сказкотерапию, рисуночную терапию, песочную терапию и музыкотерапию. Рисование и слушание музыки раскрепощает ребенка, он учится распознавать эмоции, которые несет музыкальный фрагмент или рисунок, картина. А на примерах сказок дети видят модели проявления эмоций, понимают, как на них будут реагировать другие участники коммуникации.
Еще один очень эффективный способ развития эмоционального интеллекта — он подходит для детей чуть старше — предполагает использование специальных карточек. На них изображены персонажи с теми или иными выражениями лица, и вы обсуждаете с ребёнком, какую эмоцию испытывает герой на картинке, чем она могла быть вызвана, как сделать так, чтобы эту эмоцию направить в нужное русло.
После 5 лет уже можно развивать у ребёнка эмоциональный интеллект и через визуальное восприятие эмоций во время посещения театра. Наблюдая за живой игрой актёров, дети лучше чувствуют эмоции, которые те хотят выразить, а также анализируют их причины.
Все эти способы развития эмоционального интеллекта нельзя строго разграничить по возрастам — важен индивидуальный подход. Если ребёнок в своем возрасте с удовольствием играет с куклами и обсуждает их чувства, готов играть с карточками, эмоционально включается в просмотр спектакля — все это можно использовать.
В то же время в деле развития эмоционального интеллекта (как и IQ) важно следовать за ребёнком и не навязывать ему знания, которые он пока не хочет принимать, опыт, к которому он еще не готов.
Не смотрите на других детей — у каждого малыша своя индивидуальная схема развития.
В дошкольный период от родителей в первую очередь требуется подхватывать интерес ребенка к чему-либо и помогать развивать особенно выделяющиеся таланты.
Если малыш обожает рисовать, то нужно постараться создать ему максимально комфортные условия для этого. Если ему нравится бегать с мячом по квартире — можно найти соответствующую секцию (хотя это совсем не значит, что он потом станет профессиональным футболистом). Забудьте выражение «ребёнок должен уметь делать то и то» : дети обязательно всему научатся, просто дайте им время!