Получи документы

Эмоциональный интеллект как один из составляющих духовно-нравственного воспитания

Гребенщикова Наталья
Эмоциональный интеллект как один из составляющих духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из основных пониманий духовности — это стремление к гармонии и целостности. Гармония означает баланс между физическими, эмоциональными и духовными аспектами нашего бытия. А стремление к целостности включает в себя взаимопонимание и взаимоуважение между людьми, готовность постоянно учиться и совершенствоваться. Духовность - это понятие, изначально основанное на религиозных идеях, однако в современном мире его можно воспринимать гораздо шире. Важно понимать, что каждый человек, возможно, вложит в этот термин свое собственное значение, исходя из своих жизненных принципов и убеждений. Чаще всего под духовностью понимают стремление человека к самосовершенствованию и духовному развитию, к познанию себя и окружающего мира не только с физической, но и с духовной стороны

Публикация «Эмоциональный интеллект как один из составляющих духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

Разбираясь в понятии «Духовность» обратимся к разным источникам:

• Советский «Словарь по этике» определяет духовность как качество личности, которое характеризует её мотивацию и смысл поведения. Согласно другому определению из этого же словаря, духовность – это ценностная позиция, объединяющая нравственные, моральные, политические, религиозные, эстетические и прочие ценности.

• В словаре Ожегова духовность определяется как свойство души, которое заключается в преобладании нематериальных ценностей над материальными.

• В психологии духовность рассматривается как проявление двух потребностей: потребности приносить пользу другим и потребности развиваться и расширять свои знания.

• В справочниках по педагогике можно встретить два определения. Согласно первому, духовность – это высшая точка развития личности, в которой её ориентирами становятся общепризнанные человеческие ценности. Согласно второму определению, это стремление действовать во благо окружающих.

Рассмотрев все определения, можно заключить, что духовность – это характеристика духовных ценностей человека, отражающая его отношение к окружающему миру, понимание добра и зла. Также можно сказать, что это способ жизни, построенный на поиске смысла и ценности своего существования. Духовность концентрируется на внутренних ценностях человека, а не на внешних факторах. Она помогает человеку понять и принять свою истинную природу, обрести душевное равновесие и гармонию. Духовность учит нас ценить окружающий мир, уважать других людей, быть благодарными и увлеченными жизнью. Духовное развитие — это путь к познанию своего внутреннего мира, к осознанию своей сути и связи со всем миром. Всем известная фраза: «Хочешь изменить мир – начни с себя» всегда работает. Для того, чтобы начать духовное саморазвитие можно взять во внимание 4 простых совета:

• Избегать любых конфронтаций, ссор и конфликтов. При этом важно не подавлять и не держать в себе гнев, а исключать его вообще. Любому раздражающему поступку можно найти объяснение. Часто бывает достаточно лишь понять, что именно заставило человека так поступить, и злость сразу пропадает.

• Уделять время саморазвитию и самоактуализации. Здесь важно не принуждать себя, а получать удовольствие от процесса, ведь духовность – это внутреннее стремление к развитию и познанию.

• Найти сферу деятельности, в которой можно создавать что-то полезное для других, и сделать это своим хобби.

• Развивать эмоциональный интеллект и заниматься самопознанием. Духовный человек должен уметь понимать свои чувства и чувства окружающих.

Что же такое эмоциональный интеллект? Как он помогает в жизни? И как его развить?

В конце 20-го века американский психолог Эдвард Торндайк впервые предложил уложить в систему способности людей взаимодействовать друг с другом. Он назвал ее «эмоциональный интеллект» — навык строить «разумные отношения».

Любая человеческая деятельность держится на отношениях. С приятными людьми легче работать, сотрудничать, находить компромиссы, вступать в договорные связи. Эмоциональный интеллект появился в ответ на необходимость обратить внимание на эмоции во всех сферах жизни.

В 1990 году Джон Мэйер сформулировал: «Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями».

Многие психологи говорят, что для счастливой жизни важно «принимать себя и окружающих». Понимать собственные эмоциональные проявления и их причины — первый шаг к принятию себя.

Зачем нужен эмоциональный интеллект?

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете, который показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями. Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду. Поэтому важно уже в дошкольном возрасте развивать у детей эмоциональный интеллект. При этом, нужно понимать, что если у самого педагога низкий уровень эмоционального интеллекта, он не сможет развить его у обучающихся. И вот тут возникает вопрос: «Как понять, что эмоциональный интеллект не развит. Обычно, мы не задумываемся о своих эмоциональных способностях и часто переоцениваем собственный эмоциональный интеллект.

Давайте рассмотрим, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом :

- Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

- Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

- Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает человека продуктивным.

- Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

- Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

А теперь разберёмся с признаками, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта :

- Он поддаётся стрессу.

- Он не можете распознать свои эмоции.

- Он легко обижается.

- Он долго переживает из-за ошибок.

- Он подавляет в себе негативные эмоции.

- Он склонен обвинять других людей.

- Он испытывает трудности с установлением личных границ.

- Он агрессивен в общении с людьми.

- Он чувствует себя непонятым.

Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Приведу несколько примеров, как можно развивать эмоциональный интеллект. Для этого можно применять упражнения для распознавания эмоций :

«Зеркало». Стоя перед зеркалом, нужно изображать различные эмоции. Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить». В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.

На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.

«Раздражители» Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

В настоящее время очень иного информации в интернете, как можно развивать эмоциональный интеллект и для кого это интересно могут найти и заняться самостоятельно.

В работе с детьми точно так же отрабатываем навыки распознавания эмоций и умение их передавать. Развиваем чувство эмпатии., через различные игры, беседы, чтение литературы, с обязательным обсуждением.

Уважаемые, коллеги предлагаю вам поиграть.

Игра "Цветовая палитра эмоций"(Линков Цветан). Игра направление на развитие умения понимать свои чувства и эмоции

Часто бывает, что мы чувствуем какую-то эмоцию, но не можем точно определить, какую именно. Это может привести к тому, что мы начинаем неадекватно реагировать на ситуации, в которых эта эмоция возникает. Как научиться лучше управлять своими эмоциями и понимать их? Один из способов – это игра "Цветовая палитра эмоций".

Предлагаю вам, рассмотреть цветовую палитру, каждый цвет в которых соответствует определенной эмоции. Каждый из вас выбирает цвет, который наилучшим образом соответствует той эмоции, которую вы испытываете в данный момент.

После выбора цвета. Уважаемые игроки, кто готов объяснить свой выбор, почему вы выбрали именно этот цвет и какую вашу эмоцию он характеризует. Поделитесь с нами, пожалуйста, как эта эмоция влияет на ваше поведение и на жизнь в целом. С помощью ваших рассказов, мы вместе научимся управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей. В ходе игры узнаём о своих эмоциях и отрабатываем навык выразить их словами. Если вы умеете распознавать эмоции других людей и понимать, как они влияют на их поведение, то вы сможете лучше общаться с ними и избегать конфликтов.

для игры взята палитра из цветового теста Люшера.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект как один из составляющих духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 10:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный интеллект как один из составляющих духовно-нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Гребенщикова Наталья (УИ 3201941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД