Людмила Власенко
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Задачи:
• познакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности; с понятием и признаками «профессионального выгорания»;
• проанализировать источники собственных негативных переживаний и выявить внутренние ресурсы;
Публикация «Тренинг для педагогов „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
• развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• выработать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Ход тренинга.
1. Приветствие «Здороваемся локтями».
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Ход игры: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.
2. Мини-лекция: «Ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию»
Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию :
1) Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2) Психологический уровень. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний. Понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Активность и гибкость поведения, перестройка поведения.
3) Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
4) Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса:
• Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное
ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет.
• Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных
возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
• Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам
подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».
Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального выгорания.
Социальные: Это сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа.
3. Упражнение: «16 ассоциаций».
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т. д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
4. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу – это «моечная машина». Первый человек становится предметом посуды (например, стакан, последние два человека – «сушилкой». «Стакан» проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «предмет посуды».
5. Упражнение «Стратегии самопомощи»
Участникам предлагается подумать и записать ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Первый список может выглядеть так:
• играю со своими детьми;
• читаю, лежа на диване;
• работаю в саду.
Второй список может выглядеть так:
• играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость;
• работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;
• встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения;
• смотрю телевизор.
6. Рефлексия «Я научился…».
Участникам предлагается завершить любое из следующих предложений:
Я научился.
Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что.
Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что.
Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
7. Притча «Все в твоих руках»
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.