Ирина Часовникова
Эмоциональное выгорание воспитателей
▼ Скачать +Заказ
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Публикация «Эмоциональное выгорание воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Так почему же наступает эмоциональное выгорание у современных воспитателей?
1. Невозможность сделать то,что запланировано на день. Все время что-то меняется. Воспитатель не в силах контролировать свое время так как вынужден заполнять своеобразные отчеты,количество которых не убавляется, а напротив растет с каждым годом.
2. На современного воспитателя накладывается огромная ответственность не только за воспитание, образование, но и за здоровье ребенка.
3. Отношение некоторых родителей к воспитателю как к няне, осуществляющей присмотр и уход.
4. Большое количество детей в группе, за которых несет ответственность один педагог: от 25 до 35. Напротив в зарубежных садах на одного воспитателя приходится от 5 до 10 детей.
5. Воспитатель обязан проводить и участвовать во многих мероприятиях по саморазвитию и самообразованию: как-то вебинары, конференции, мастер-классы в свое рабочее время.
6. Огромная нагрузка, которая ложится на воспитателя ежедневно. Психологическое давление родительской общественности, некоторых родителей, которые требуют уделить внимание именно их ребенку, несмотря на то,что в группе более 20 детей.
7. Родители должны понимать,что воспитатель-женщина, а не робот, выполняющий многие функции няни.
У женщины-воспитателя имеется своя личная жизни, в которой присутствует семья: дети, муж, свои личные интересы.
8. Женщина воспитатель работает по ненормированному рабочему графику.
9. Низкий уровень зарплаты и невозможность удовлетворять свои материальные потребности.
10. Большинство воспитателей в детских садах имеют возраст за 35.
И это еще не все причины из-за которых наступает эмоциональное выгорание воспитателя, отдающих всех себя и своей профессии.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.