Марина Николаевна Иванова
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Доктор психологических наук Е. П. Ильин дал следующее определение эмоциям :
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Публикация «Эмоциональное развитие ребенка с Тмнр» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок, могут понимать, что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их, переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
1. Физиологические потребности.
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
2. Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая
внутренняя тревожность.
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ - недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
3. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
4. Уважение, статус, нужность.
Дети с ТМНР, имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает, что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
5. Самореализация.
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т. д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
Список использованной литературы:
1. Бгажников, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.
2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Артики», 2006г.
4. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под. ред Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007г.