Надежда Макарова
Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную деятельность
Только эмоции открывают в искусстве
действительный доступ к идее и образу.
Л. С. Выготский
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Очень короткий отрезок в жизни человека - дошкольное детство, всего семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие вообще, и эмоциональное в том числе, идёт как никогда бурно и стремительно.
В художественно – эстетическом направлении ФГОС ДО одной из задач является эмоциональное развитие детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Я считаю, что музыкальная деятельность – одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, так как музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.
В процессе восприятия музыки использую следующие виды уподобления музыке : вокальное, моторно-двигательное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое. Они варьируются и сочетаются друг с другом.
В музыкальный репертуар включаю произведения как классической, народной, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Для того чтобы ввести детей в мир эмоций, использую художественное слово, иллюстрации, декорации, световые эффекты. Применяю метод графического и цветового изображения характера пьесы.
Например, знакомство с творчеством А. Лядова прошло в форме «Музыкальной гостиной», где дети на фоне музыки «Кикимора» слушали рассказ о ней, наблюдали (на мультимедийных слайдах, создаваемые мною с помощью современных компьютерных технологий, которые помогают более полно раскрыть музыкальный образ, как загораются огоньки на каменных горах и блестит хрустальная колыбелька. А в конце занятия одна группа детей изображала эмоции музыки в рисунке, а вторая – цветными карточками. Дети знают, что цвет — это не просто оттенок на карточке, это характеристика музыкального произведения. Зная особенности каждого цвета, дети свободно формируют образ, передают определенные эмоции, ассоциации.
Красный – радость
Чёрный – страх
Зелёный – грусть
Синий – гнев
Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при исполнении разнохарактерных вокальных произведений: лирические песни, патриотические, игровые, потешки и дразнилки из детского фольклора. А чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, использую вокальные упражнения и фонопедические распевки, разработанные мною по методу В. Емельянова. Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.
Например:
«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).
«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).
«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).
«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).
«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).
«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы). Хороводы позволяют испытать различные эмоции.
Например, «Галя по садочку ходила» :
Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила. - спокойствие
Обошла тут Галя садочек – ищет голубой свой платочек - грусть
Не горюй, подруженька, Галя, мы платочек твой отыскали - сопереживание
Под малиновым под кусточком, под зелёненьким под листочком.
Во время исполнения хоровода дети переключают свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость.
Музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции («Горелки», от игр с переодеванием («Бабушкин сундук», «Рукавички»).
На развитие эмоциональной сферы детей влияют и Музыкально – дидактические игры. Для малышей доступна, например, игра «Солнышко и тучка»
Солнце, солнце веселилось, в небе солнышко резвилось.
Скачет солнце, пляшет, радость это значит.
Тучка, тучка рассердилась, в небе тучка заблудилась,
Злится тучка, плачет - грустно это значит.
Для детей старшего возраста, соответственно, подбираю игры с более сложным заданием.
«Угадай настроение музыки»
Ход игры:
В игре учувствуют ведущий (ребенок или воспитатель) и игроки – все дети.
Ведущий примеряет на себя маску - лицо, стоя к игрокам спиной и произносит текст.
«Маску на себя я примеряю, настроение мое отгадать вам предлагаю»
(поворачивается к игрокам)
Дети (игроки) отгадывают настроение.
Усложнение: показывают это настроение все вместе или каждый по желанию.
С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах. Музицирование доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и хореографических навыков. Конечно, можно просто рассмотреть инструмент, послушать его звучание, а мы вместе с детьми озвучиваем сказки-шумелки, и придумываем сказки о Музыкальной Стране, в которой живут музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свою эмоциональную окраску : барабан - шумный, иногда бывает сердитым, колокольчик – добрый, маракасы – озорные, а трещётки – настоящие болтушки. Все эти эпитеты сопровождаются не только звучанием инструмента, но и показом картинок с изображением эмоций и мимикой.
Например, сказка «Добрая и сердитая мышка».
Одни дети озвучивают действия Мышки игрой на разных музыкальных инструментах, а другие - соответствующими картинками, или выкладывают музыкальную дорожку разноцветными нотками.
Успех работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов дополнительного образования (хореографа, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) Нами был создан проект по формированию эмоционально-чувственной культуры в форме музыкальной сказки «Путешествие в Седьмое королевство».
Возможно, возникает вопрос: «Что это за Седьмое королевство?» Известно, что существует пять чувств восприятия окружающего мира, обусловленные анатомически:
1 – обоняние
2 – осязание
3 – слух
4 – зрение
5 – вкус
Шестое чувство – это интуиция. Ребёнок, как и взрослый человек, способен интуитивно чувствовать существующие или возможные ситуации.
И, наконец, седьмое чувство – эмоции.
В Королевство эмоций попадает героиня нашей сказки. В содержание сказки включены разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети в роли артистов при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, диалогов демонстрируют всё богатство знаний о мире эмоций и умение владеть средствами их выражения. А дети – зрители имеют возможность видеть и воспринимать эмоции.
Я считаю, что без чувств жить невозможно, нужно только уметь их найти.