Екатерина Ледохович
Эмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников
Актуальной проблемой в современных условиях глобализации, интернетизации и использовании новейших технологий особое значение начинает приобретать проблема нравственно-эмоционального развития и воспитания детей не только в семье и образовательных организациях, но и в обществе в целом.
Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Поэтому, эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание является одной из сложных задач для выполнения в условиях дошкольного образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховности. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие по телевизору и в интернете, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Давайте порассуждаем, что мы понимаем под словом нравственность. Под нравственностью понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д. Моральные требования, нормы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе.
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялись порядки общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи и государства, непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание личности. Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни. В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках. Проведя диагностику среди дошкольников, она показала, что большинство детей имеют обобщенное представление о нравственных качествах человека или могут объяснить эти качества на примере конкретных людей, самих себя, сказочных персонажей. С целью изучения нравственного воспитания в семьях было проведено анкетирование родителей. И оно показало, что большая часть родителей не задумывается о нравственных чувствах своих детей. Они считают, что их дети «Очень добрые и отзывчивые», знакомы с общими правилами поведения, а остальное сделают педагоги в процессе воспитания в детском саду. К сожалению, не все родители осознают, что именно в семье необходимо создавать благоприятные условия для формирования у детей таких чувств, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине.
Родители так же отмечают, что их дети много времени проводят перед экраном телевизоров и компьютеров, смотря мультфильмы, играют в компьютерные игры. Причем многие родители даже не знают содержание мультфильмов и игр, не контролируют, какие именно мультфильмы смотрит ребенок и в какие компьютерные игры он играет. Родители все меньше проводят время со своими детьми, заняты своими проблемами, все меньше читают детям книжки, не распределяют домашние обязанности, не просят своих детей помогать им в быту, на даче, в общих делах. Следовательно, возникает необходимость в укреплении сотрудничества семьи и детского сада, поиске новых подходов и средств нравственного воспитания.
Не мало важную роль в нравственном воспитании играют эмоции детей. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Когда чувства — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделении своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. И главная задача родителей помочь своему ребенку найти это место, направить его.
В дошкольных учреждения существую организационно - педагогические условия формирования нравственно-эмоционального развития, к ним относится игровая форма, создание предметно – развивающая среда, и организация взаимодействия ДОУ с семьями.
Игровая форма подразумевает игры, где отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Где проигрываются ситуации, что делать хорошо, что плоха, как себя вести в обществе.
Предметно – развивающая среда подразумевает, социальные и природные факторы, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождается на свет).
Организация взаимодействия ДОУ и семьи подразумевает установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя, и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.
Но все же важную роль в формировании нравственно – эмоционального развития играет художественная литература, которая обусловлена правильной организацией всей системы воспитательных воздействий и развития общей эмоциональной культуре детей. Где в произведениях рассказывается о добре и зле, о правильном поведении в любых ситуациях, и действиях.