Диана Зырянова - Шкода
Эмоциональное развитие детей в возрасте 2–3 лет в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие детей в возрасте 2-3 лет в дошкольных учреждениях
Ключевые слова: ребенок, окружающий мир, окружающая действительность, малыш, дошкольный возраст, развитие ребенка.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального развития детей в возрасте 2-3 лет в процессе их деятельности в дошкольных учреждениях, от которой во многом зависит эффективность преодоления напряженных психоэмоциональных состояний и дальнейшего становления личности ребенка. Определяются педагогические средства и условия, способствующие эффективности работы в данном направлении.
Публикация «Эмоциональное развитие детей в возрасте 2–3 лет в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сегодня мне хотелось бы рассказать об эмоциональной сфере детей, ведь, на мой взгляд, именно она является главенствующей на данном возрастном промежутке.
Эмоции играют очень важную роль в жизни и развитии ребенка. Эмоции-это реакция человека на то или иное событие или ситуацию. Иначе говоря, эмоции это некий язык наших переживаний. Базовыми эмоциями в детском возрасте являются гнев, радость, страх, обида, удивление. Для ребенка эмоции- маркер его состояния, своего рода «послание» для остальных о его самочувствии. Также они помогают ему адаптироваться к той или иной ситуации. Именно поэтому так важно замечать эмоции малышей и правильно развивать их.
Я согласна с А. Н. Леонтьевым, дошкольный возраст-период, в котором закладывается начальная фактическая база человека. В данный момент формируются главные индивидуальные механизмы и образования личности. Формируются эмоциональная и мотивационная сферы, тесно связанные друг с другом, развивается самосознание, а также невероятно высокий темп психологического, личностного и физического развития в этот период позволяет малышу быстро пройти через этот путь от беспомощного крохи до человека, обладающего всеми основными принципами человеческой культуры. Однако он не идет по этому пути в одиночку, с ним всегда есть взрослые-родители, воспитатели и психологи.
В воспитании эмоций необходимо учитывать два условия:
1. Заботливые родители. Ребенок с недостатком любви, ласки и заботы часто вырастает хладнокровным и равнодушным.
2. Чувства детей должны реализовываться в действиях, а не ограничиваться рамками субъективных переживаний.
Особенности эмоций таковы :
- Глубина, искренность и непосредственность
- Недолговечность, мобильность, нестабильность и быстрая сменяемость.
Необходимо учитывать это при эмоциональном развитии малышей.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста-это процесс, непосредственно связанный с индивидуальным развитием каждого ребенка, с его социализацией и творческой самореализацией, введением в мир культуры межличностных отношений, а также усвоением культурных и нравственных ценностей. Ребенок-дошкольник впечатлителен и стремится к осознанию себя среди остальных детей.
Родившись, малыш начинает в нашем мире длительный и зачастую нелегкий путь. Для того, чтобы найти свое место в нем, ребенок должен научиться познавать этот мир и научиться ориентироваться в нем. А педагог должен помочь скорректировать его путь и направить в нужную сторону.
Одновременно со знанием предметного содержания окружающей действительности происходит эмоциональное освоение всего окружающего мира. В возрасте трех лет эмоции ребенка зачастую являются полным отражением его внутреннего состояния. Также эмоции характеризуют отношения малыша к окружающему миру. Эти отношения еще не осознаются самими детьми и строятся на основе эмоционального опыта.
Также стоит упомянуть о так называемом «кризисе трех лет». Кризис трех лет – это кризис межличностных отношений между ребенком и окружающими его людьми.
К концу третьего года жизни ребенок обнаруживает себя как отдельную личность, как источник различных желаний и поступков, отделенную от других людей. Активно развивается познавательная деятельность, формируются зрительные формы мышления, целенаправленное восприятие, появляется способность фантазировать. Дети с удовольствием слушают чужую речь, рассказы и сказки; к 3 годам дети хорошо понимают все, что говорят взрослые. В этот же период у ребенка развивается устойчивый интерес к другим детям и одновременно ослабляется внимание к членам семьи. Одним словом наблюдается заметный скачок в эмоциональном развитии.
Важно правильно скорректировать этот процесс и помочь малышу перейти от одного возрастного этапа к другому.
Организуя жизнь трехлетних детей, необходимо следовать следующим требованиям:
- накапливать и обогащать детский жизненный опыт в результате восприятия ребенком предметов и процессов окружающей среды;
- уделять особое внимание формированию у детей познавательного и бережного отношения к окружающему миру;
- развивать познавательное отношение детей к окружающей действительности;
- воспитывать у детей уверенность в себе и своих силах, развивать активность, инициативу и самостоятельность.
Для решения этих задач предлагается использовать следующие педагогические средства:
-творческие задания и уроки;
- дидактические и развивающие игры;
- художественная, методическая и учебная литература.
Ребенок-это самый беспомощный человек в нашем мире. Но в то же время он содержит в себе огромную силу ума, чувства. Они восполняют беспомощность и выводят его на высшую ступень эволюции.
Самый важный период в развитии ребенка-это период раннего возраста, когда общаясь с взрослыми он "присваивает" себе их жизненный опыт, "впитывает" как губка поведение взрослых, таким образом, социализируется. Для этого следует создать все необходимые условия: организовать среду, знакомиться с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, направлять поведение, чувства, эмоции, развивать сенсорные способности детей, поддерживать проявления самостоятельности и выбирать правильные методы воспитания.
При взаимодействии взрослого с ребенком отдается предпочтение следующим заповедям:
1. Не наказывайте детей.
2. Не сравнивайте их с другими. Это очень задевает маленьких деток.
3. Не выставляйте напоказ неудачи, неумение работать, поведенческие ошибки детей. Еи следовать педагогической этике, то не стоит выделять ребенка и публично указывать на ошибки, лучше отведите ребенка в сторону и вежливо попросите сделать иначе.
4. Не упрекайте детей.
5. Не ругайтесь. Если нужно сделать замечание, то лучше тихо сказать об этом.
6. Не приказывайте. Говорить нужно с добротой и вежливостью.
7. Чаще хвалите, даже за незначительные успехи. Это вызовет радость у малышей, и они будут стараться еще больше.
8. Доверяйте и дети будут доверять вам.
9. Старайтесь в процессе общения найти общее решение в спорных моментах. Вы научите деток рассуждать.
10. Искренне прощайте. Так детки будут больше вам доверять.
Чтобы достичь хороших результатов в когнитивном развитии, постарайтесь создать спокойную, дружелюбную обстановку в группе. Используйте совместные игры с детьми, устраивайте небольшие праздники, дарите подарки и сюрпризы малышам.
Формирование образа самого себя у маленьких детей начнется со знакомства с физическим образом себя и своих сверстников. Используйте кукол в качестве образа.
Речевые реакции детей должны сопровождаться положительной оценкой - это помогает создать определенный эмоциональный настрой.
Чтобы улучшить понимание детьми значимости своей деятельности, создавайте ситуации, в которых ребенок повторяет ваши действия. Нужно акцентировать внимание ребенка на том, что он сделал самостоятельно. Личное и деловое общение стимулирует творческую активность детей, развивает чувство гордости за то, чего они достигли, это расширяет их представление о себе и об окружающих.
Такие игрушки как, куклы, зайчики, собаки и т. д., помогут привить детям сочувственное отношение к ним, как к живым существам.
Родной язык особенно помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и в то же время является средством общения.
Поэтому при проведении развивающих занятий старайтесь создавать речевую среду (чтение художественной литературы, пение, игры и т. д.).
Задача педагога-привить детям представления о мире природы и любовь к ней.
Дети воспринимают всё буквально и сохраняют свои чувства на всю жизнь.
Если в группе есть водно-песочный центр, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты (наливать, фильтровать, переливать через трубы и т. д., то это поможет им изучить свойства воды и песка, развивать сенсорные способности и мелкую моторику.
На прогулке происходит общение детей с природой и ее восприятие.
Основная задача педагога-заинтересовать ребенка тем, что происходит вокруг, обращая внимание на самые события и явления, характерные для различных сезонов года.
Например, осенью можно наблюдать листопад. Объяснить детям, что это очень красивое и удивительное явление природы.
Можно придумать много интересных осенних игр! Дети могут собирать осенние букеты из листьев и дарить их друг другу, делать из них аппликаций и поделки.
На третьем году жизни можно начать знакомить детей с профессиями людей, которые работают в детском саду (няня, повар, доктор).
Осознание смысла профессии у ребенка связано с процессом труда и ее результатом. Поэтому результат должен быть представлен четко. Например, повар готовит и угощает пирогами, прачка стирает и развешивает чистое белье, фотограф делает и дарит фотографию на память.
В играх дети получают знания о транспортных средствах (автомобилях, автобусах и т. д.). Дети очень легко усваивают эти знания, поскольку каждый ребенок наблюдает много транспортных средств на улицах города. Дети любят путешествовать на построенном из стульев "поезде" или "автобусе". Не стоит забывать, что главная особенность данного возраста-бурная фантазия малышей. Именно она является неизменным спутником в процессе любой игры.
Существует несколько заповедей, которые могут направлять познавательное развитие детей дошкольного возраста :
- "Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро", писал Ж. Ж. Руссо. У каждого ребенка свое время постижения, так что не стоит торопить события.
- Максимальное внимание следует уделять отстающим деткам. Начинать изучение нового материала с ними нужно раньше, чем со всей группой детей (именно опередить, а не догнать, группу).
- Нужно постоянно поощрять все усилия ребенка и само его желание учиться новому, познавать новое. Так вы повысите увлеченность ребенка к тому или иному занятию.
- В дошкольном возрасте следует избегать негативных оценок ребенка и результатов его деятельности. В работе следует подмечать больше положительных моментов, иначе у малыша пропадет всякое желание заниматься чем-либо, так как он будет грустить из-за того, что у него не получается и думать, что он не такой, как все остальные.
- Вы можете сравнить получившиеся результаты ребенка только с его собственными достижениями, а не с достижениями других детей. Все дети разные и у каждого свой прогресс.
- Очень важно отвечать на все вопросы детей и делать с ними то, что им нравится.
- Принудительное обучение бесполезно. Необходимо прислушиваться к желаниям детей, если малыши противятся выполнять какое-нибудь задание, попытайтесь их завлечь или предложите альтернативный вариант.
Важно отметить, что педагог, помимо эмоционального развития детей должен также помочь каждому маленькому человечку погрузиться в мир знаний, раскрыть свои творческие способности и выбрать свой жизненный ориентир.
Также, я считаю, что педагог должен быть специалистом своего дела, с глубокими познаниями психологии и педагогики. Должен обладать высоким уровнем педагогического мастерства различными технологиями воспитания и обучения. Терпеливость, сдержанность, оптимизм и находчивость- составляющие качества педагога. Понимание детей и умение с ними работать, грамотная речь, самообладание, тактичность, требовательность, умение слушать и слышать– вот критерии, точно определяющие профессионала.
Также воспитатель должен помнить, что он несет огромную ответственность. Ведь ему доверили детей – самое ценное, что есть у родителей. Педагоги должны уметь найти индивидуальный подход к каждому из детей. Все мы знаем, что малыши всегда берут пример со своих воспитателей, стараются подражать им, впитывают все качества своего педагога, как губки. Поэтому воспитателю не следует быть грубым, невнимательным, равнодушным и безответственным. Наконец, он должен обладать простыми человеческими качествами, такими как доброта, терпимость, душевность, сочувствие, доброжелательность. Обратимся к словам великого писателя Л. Н. Толстого, который говорил, что когда учитель имеет только лишь любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Когда учитель имеет любовь к ученику, как родители, — он будет лучше учителя, который много прочитал, но не проявляет любовь к ученикам и к своему делу. А когда учитель сочетает все эти качества, то он — совершенный учитель.
Из всего вышесказанного следует вывод, что воспитатель-педагог- это главный спутник малышей, он не только участвует в эмоциональном развитии деток, но и учит стойко переживать трудности, не сдаваться, верить в то, что все невозможное возможно, если захотеть и быть сильным в любой ситуации. Он всегда понимает, уважает мнение ребят, умеет слушать и слышать. Педагог формирует все жизненно важные качества в жизни ребенка, закладывает основы правильного поведения.
Подведем итог! Все достижения малыша от 2 до 3 лет:
- проявляет интерес к окружающим взрослым и другим детям, активно общается с ними, выражает симпатию, находит общие интересы, отвечает на вопросы, эмоционально открыт и уравновешен;
- проявляет желание играть с другими детьми, делиться своими игрушками, не берет чужие без спроса, понимает и осуждает негативные действия других детей;
- проявляет положительные качества, старается быть послушным, выражает гордость за добрые дела, пользуется одобрением, поощрением;
- выражает разочарование, обиду на свои неудачи или непонимание взрослых, эмоционально реагирует;
- проявляет эмоциональную сдержанность в общественных местах, слушает родителей, не кричит, не плачет;
- может быть застенчивым и настороженным в незнакомых местах, ситуациях, с незнакомыми людьми;
- проявляет ревностные чувства к родителям, понимает состояние других людей, сочувствует, жалеет, понимает радость и печаль;;
- различает добро и зло, прекрасное и безобразное, эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов;
- проявляет интерес к чтению книг, разглядыванию иллюстраций, эмоционально воспринимает музыку, музыкальные игры, увлекается творчеством-лепит, рисует, танцует, играет на детских музыкальных инструментах.
- проявляет желание играть с другими детьми, делиться своими игрушками, не берет чужие без спроса, понимает и осуждает отрицательные поступки других детей;
- проявляет интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстраций, эмоционально воспринимает музыку, музыкальные игры, с удовольствием занимается творчеством - лепит, рисует, танцует, играет на детских музыкальных инструментах.
В заключении, хочется отметить, что эмоциональное развитие играет огромную роль в формировании маленькой личности. Эмоциональное благополучие и стабильность помогут сформировать самоконтроль, наладить отношения с окружающими и сориентировать ребенка на успех. На эмоциях завязана вся дальнейшая жизнь деток.
Источники литературы:
1. О. А. Айрих «Эмоциональное развитие детей»
2. С. В. Петрина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
3. Н. С. Ежкова «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» часть 1
4. Н. С. Ежкова «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» часть 2
5. Ю. Б. Гиппенрейтер «Родителям как быть ребёнком»
6. Ю. Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребёнком так?»
7. А. Луговская, М. М. Кравцова, О. В. Шевнина «Ребенок без проблем! Решебник для родителей»