Ирина Чалкова
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Публикация «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
ФГОС ДО из ряда условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на одно из первых мест ставит обеспечение эмоционального благополучия детей, подчеркивая этим значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития.
Новая педагогическая парадигма предполагает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников дошкольных образовательных организаций и детей, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения.
Развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для младших дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Доказано, что взаимоотношения детей между собой и взрослыми, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка (Г. Р. Кобелева и др.). В свою очередь, особенности эмоциональной сферы оказывают влияние на характер взаимоотношений детей в социуме, регулируют их общение. При специально организованной взрослыми деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием произведений искусства, музыки, интересной деятельности. В процессе выполнения совместных физических упражнений, трудовых действий, проведения разнообразных игр формируется эмоциональное единство группы младших дошкольников.
Становление ключевых новообразований эмоциональной сферы приходятся главным образом на младший дошкольный возраст, что делает эмоциональную сферу ребенка наиболее загруженной и компетентной, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребенка. Изучением проблемы эмоций занимались такие авторы, как Н. С. Ежкова, К. Э. Изард, Е. И. Изотова, А. Н. Леонтьев, и др.
Учитывая тот факт, что эмоциональное развитие не является направлением и содержанием образования в ДОО, очевидно реализовать задачи эмоционального развития возможно через создание специальных педагогических условий.
1.1 Особенности эмоционального развития детей в младшем дошкольном возрасте
Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.
В исследовании Е. И. Изотовой и Е. В. Никифоровой подчеркивается особая роль эмоционального развития; авторы понимают его как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка [25]. Б. И. Додонов подчеркивает, что, прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях [18]. Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста :
потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми, в любви и доброжелательности;
потребность в активном познании и информационном обмене;
потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности;
потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников [18].
Культурологический подход основан на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности. Самоценность дошкольного периода детства с точки зрения культурологического подхода, его значение для усвоения всеобщего человеческого опыта и вхождения ребенка в культуру социума убедительно доказаны в исследовании С. А. Игумнова,Я. П. Коломинского и Е. А. Панько [29]. Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искусством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир ребенка).
В своем исследовании Б. И. Додонов указывает, что доступное содержание культуры раскрывается в объектном, творческо-деятельностном и ценностном выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание естественной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоционального развития в дошкольном детстве [18].
Иной взгляд на эмоциональное развитие демонстрируют представители деятельностного подхода, представляющего динамику эмоциональной сферы ребёнка через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований. С точки зрения ученых, разрабатывающих деятельностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, И. М. Юсупов, нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования.
Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.
На развитие эмоций оказывают все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание) [25].
По мнению Н. С. Ежковой эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Отличное от элементарного физического удовольствия или неудовольствия чувство удовлетворения или неудовлетворения со всеми его разновидностями и оттенками (чувства успеха, удачи, торжества, ликования и неуспеха, неудачи, краха и т. д.) связано, прежде всего, с ходом и исходом деятельности [22].
Развитие эмоциональной сферы, по мнению Г. М. Бреслава [8], идет параллельно со становлением произвольной регуляции. Прежде всего, эта произвольность проявляется в игровой деятельности. Именно в игровой деятельности произвольное эмоциональное кодирование у детей достигает апогея своего развития. Игровая ситуация требует от ребенка в контексте принятой на себя роли моделирования различных эмоциональных состояний. Для поддержания игрового взаимодействия ребенок произвольно воспроизводит эмоциональные переживания различной модальности, причём выразительная (экспрессивная) сторона данного воспроизведения часто провоцирует само переживание по причине высокой интенсивности.
Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Столкновение тенденции к непосредственному действию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему.
Произвольность эмоциональных процессов (способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям) является результатом всего хода психического развития ребенка на протяжении детства.
Таким образом, содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.
Как отмечает О. В. Гордеева, к ряду новообразований дошкольного детства можно отнести формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания [14]. Содержательно данное определение близко к термину «вербальный эталон экспрессии», введенному В. А. Лабунской [34]для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных модальностей. В первом случае речь идёт о возрастных особенностях формирования вербальных обозначений эмоций, а во втором – об индивидуальных характеристиках (избирательности) их описания.
эмоциональное развитие понимается как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка.
младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционального развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. Выделяют два ключевых направления, по которым осуществляется эмоциональное развитие личности : распознание (понимание) эмоций и адекватное выражение эмоций социально приемлемыми способами.
Показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются : адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; умение распознавать эмоциональные состояния других людей; осознание собственных эмоций и переживаний : радости, грусти и т. д. Называть основные эмоции словом («словарь эмоций»); адекватное внешнее выражение основных эмоций в экспрессии в соответствии с общепринятыми нормами; произвольная регуляция эмоций и эмоциональных состояний