Татьяна Лаптева
Элементы песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоционально-личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Публикация «Элементы песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-личностной сфере ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.
Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ за помощью, сталкиваясь с такими трудностями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы очень актуальна и важна.
Работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы мы начали проводить с 2015-2018г. Наблюдая за детьми ДОУ, их общением и поведением, работая с ними, мы поняли, что проблема заключается в том, что дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций [6, с. 21-23].
Мы пришли к выводу, что развитие и коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы, необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных направлений работы детского психолога. В связи с этим нами была запланирована и проведена работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы и профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей. Велась работа по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.
Целью нашей работы является – профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ. Реализация поставленной цели проводилась по основным направлениям:
• психодиагностика;
• коррекционно-развивающая работа;
• психологическое консультирование;
• психопрофилактика.
Психологическую работу со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ) мы строили поэтапно:
• 1 этап – диагностический;
• 2 этап – планово – организационный;
• 3 этап – коррекционный;
• 4 этап – контрольный.
На первом этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста используя диагностические методики:
1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.
2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».
В работе с родителями применили опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВВР) и выявили влияние семьи на развитие ребенка.
Используя анкетирование,определили наличие или отсутствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
На планово-организационном и коррекционно-развивающем этапах нами была проведена достаточно эффективная работа с родителями, где решались следующие задачи:
• формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
• осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности родителей.
Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде индивидуальных консультаций, опросов, тематических выступлений на родительских собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов, круглых столов с применением ИКТна темы:«Эмоциональное развитие ребёнка», «Что вас тревожит в собственном ребёнке?» и т. д.
Целью нашей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности педагогов по развитию эмоционально -личностной сферы дошкольников. В соответствии с этой целью мы выделили следующие задачи:
• формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
• развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в ДОУ мы ежегодно планируем и проводим: консультации, беседы, круглые столы, практические занятия, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Проблема эмоционального выгорания педагогов», «Как помочь эмоциональным детям?» и т. д.
Для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана комплексная система коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы личности ребенка через использование метода песочной терапии и игротерапии (игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры, дидактические игры).
При работе с песком, в основе каждого занятия лежит игровой сюжет, занятия построены в виде необычных сказочных путешествий, открывающих для детей нечто новое, меняющих их представление о себе, о мире, о своих отношениях с окружающими людьми
Таким образом комплекс методических приемов с одной стороны обеспечил формирование психологического здоровья, а с другой обеспечил формирование основных новообразований.
Для эффективной психологической поддержки детей использовались как индивидуальные, так и групповые формы работы.
В своей работе мы используем методические разработки, программ, пособия таких авторов как Епачинцева О. Ю., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Алябьевой Г. А. Сакович Н. А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О. В., а также адаптированную программу «Тропинка к своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.
На коррекционно-развивающем этапе мы вводим ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогаем прожить определенное эмоциональное состояние, объясняя им простую истину - человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того, чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях. Вся индивидуальная коррекционная работа с детьми в ДОУ строится нами в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
В работе с детьми мы решали следующие задачи:
• познакомить детей с эмоциями : радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;
• научить детей различать эмоции по выражению лица людей и схематическим изображениям;
• передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
• переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
• развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
• научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
По завершению цикла развивающих занятий мы провелисравнительный анализ результатов работына выявления уровня развития эмоционально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Выявили, что у детей, прошедших весь цикл занятий, отмечается положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Проводимая нами психологическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции эмоционально – личностной сферы получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в играх и отвечают на вопросы педагога. У детей повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений. Дети стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка.
Считаем, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей должна проводиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.