Ольга Курова
Элементы пальчиковых игр в занятиях на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций : человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.
Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка. Маленький ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и выражает их открыто, абсолютно не стесняясь окружающих.
Публикация «Элементы пальчиковых игр в занятиях на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
С одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – им необходимы игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать
Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье.
Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики
Алгоритм развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
1 шаг: Знакомство с эмоциями (по фотографиям, сюжетным картинкам, пиктограммам, цветам).
2 шаг: Психологические этюды, упражнения, подвижные игры, направленные на развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения: «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».
3 шаг: Минутки изобразительной деятельности, когда дети прорисовывают все знакомые эмоции, рисовали своё настроение, настроение своего соседа. Затем им было предложено без помощи ножниц вырезать контур и наклеить на общий фон. А как? При помощи обрыва бумаги аккуратными двидениями.
4 шаг: Чтение, беседы, вопросы по прочитанному, создание проблемных ситуаций, считывание эмоциональных состояний литературных героев при помощи пиктограмм. Для каждого героя самостоятельно подобрать соответствующую пиктограмму.
5 шаг: Творческие задания, игры-миниатюры, участие в театрализованных представлениях при помощи пальчиков, пальчикового театра.
Я считаю, что на любых занятиях, особенно в подготовительных группах необходимо включать элементы пальчиковых игр, так как моторика относится к высшим психическим функциям. Они развивают речевые центры, но и помогают в развитии эмоционально-волевой сферы.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но кроме этих важных процессов пальчиковые игры можно включать в коррекцию эмоционально-волевую сферы. Так посредством игр стеснительный ребенок становится более уверенным, гиперактивный, подвижный-успокаивается, Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Мы все знаем основные проблемы современных детей. С детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Я в своих занятиях на развитие эмоционально-волевой сферы активно использую следующие приемы пальчиковых упражнений
- пальчиковый театр
- обрывание бумаги пальцами
- стихи, сказки рассказанные пальцами в виде эмоциональных историй
- игры с песком, где участвуют картинки с эмоциональным содержанием различных историй
После продолжительной работы отмечается положительная динамика в эмоциональной сфере детей, с которыми проводилась коррекция.