Шаронова Ирина Константиновна
Экспресс-консультация для воспитателей «Значение мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагога по вопросам создания эффективных условий для интеллектуального развития детей.
"Источники способностей и
дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли"
В. А. Сухомлинский
Публикация «Экспресс-консультация для воспитателей „Значение мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, иногда в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин как «ловкость».
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование, поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.
С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:
1. Игры и упражнения с пальчиками.
2. Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.
3. Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.
4. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.
Очень эффективно помогают в работе по развитию моторики у дошкольников дидактические модули, сенсорные уголки и дидактические игры. Они имеют большое значение не только в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.
Игры в мяч, кубики, мелкий конструктор, с мозаикой приносят большую пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.
Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает усовершенствовать мелкие движения. В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений приводит:
- к росту ручной умелости дошкольников
- позволяет ребёнку развивать речь, мышление
- подготовить доминантную руку к письму и в целом способствуют развитию интеллекта
- помогает ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы
- позволяет лучше познать мир, в котором он живёт.
Чем «умнее» руки, т. е, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребёнка даёт положительный результат. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Играйте вместе, и любое задание ребёнок будет выполнять с удовольствием!
Дидактические игры (с предметами) для развития мелкой моторики рук детей: «Наши рыбки хороши», «Солнечный денек», «Маленький ёжик»
Цель: Стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.
Задачи:
1. Закреплять умение эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу.
2. Упражнять в умении различать понятия: один, много; основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
3. Учить детей слушать и понимать содержание стишков, обогащать словарный запас.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук в игре с прищепками речевую и двигательную активность.
Развивающая среда: рыбки, ёжики, прищепки, цветные полянки: «песок», «вода», солнышко, облака.
Данную игру можно использовать:
режимные моменты, разные виды деятельности
индивидуальная работа, продуктивная деятельность, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями
Варианты игры: На цветные полянки подобрать рыбок, ёжиков такого же цвета.
К рыбкам, ежатам подбирать прищепки соответствующего цвета.
Украсить полянки (по краям прищепками,
Находить рыбку, ежа, облако, солнышко, прищепку по слову и образцу взрослого.