Марина Апаназова
Эксперименты для детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Опыты с цветом.
Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог
Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог
МБДОУ № 236 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
Актуальность.
Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном, нерасчленённом мировосприятии.
Публикация «Эксперименты для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В этот период становления личности занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Кроме того, исследовательская деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности и активности, стимулируемой взрослым (Поддьяков, 2000).
Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Как указывают специалисты (Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., 2001) существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» усваивается все крепко и надолго, когда ребенок делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования через собственную практическую деятельность предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему» и «как» (Малыхина, 2007).
ОПЫТ № 1. Получение нового цвета
Цель: пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Оборудование: три стакана, пищевые красители, две салфетки.
Ход опыта.
Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий стакан поставьте между стаканами с красителями. Возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй – в пустом стакане. Начинаем следить, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.
Результат: по истечении определенного времени можно заметить, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет.
Затем можно предложить детям провести подобный опыт с красным и синим цветом. Далее дети смешивают воду в разных стаканов для получения нового цвета.
ОПЫТ № 2. Крашеные цветы
Цель: демонстрация процесса всасывания и передвижения воды в растениях.
Оборудование: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, нож, вода, пищевые красители.
Ход опыта.
Наполнить емкости водой и в каждую добавить определенный краситель.
Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде наискосок под углом 45 градусов длиной в 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветок. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего цвета.
Результат: вода поднимается по стеблям и окрашивает лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.
Дошкольникам предлагают осмотреть цветы. Окрасились ли стебли и листья? Долго ли сохраняется цвет? Детям объяснить, что внутри стеблей и цветов есть тоненькие трубочки, по которым вода поднимается вверх.
ОПЫТ № 3. Хроматография цвета
Цель: демонстрация процесса разделения цвета на составляющие.
Оборудование: салфетка, фломастеры разных оттенков, стакан с водой.
Ход опыта.
В 2-х см от края на салфетке рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Затем салфетку подвешиваем вертикально.
Результат: вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но частицы разных красок двигаются с различной скоростью. Поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, можно узнать, с помощью каких цветов получен данный оттенок.
Этот метод называется хроматографией, которая широко используется в науке и промышленности для разложения веществ на составляющие. Воспользовавшись данным методом, можно посмотреть, из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
ОПЫТ №4. Хроматография на ткани
Цель: создание узоров на ткани.
Оборудование: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.
Ход опыта.
На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца или из пипетки. Наблюдаем, как цвета «взрываются» на наших глазах. Происходят замечательные превращения.
Результат: спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся разноцветьем узоров.
ОПЫТ № 5. Лава
Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.
Оборудование: два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.
Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.
Результат: содержимое стаканов начинает шипеть, бурлить, поднимается пена.
Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?
ОПЫТ № 6. Волны в бутылке.
Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.
Оборудование: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.
Ход опыта.
В бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается крышкой и кладется набок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.
Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.
Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны - это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои остаются неподвижными.
ОПЫТ №7. Цветной лед.
Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности и в разном агрегатном состоянии.
Оборудование: цветные кубики льда, стакан, растительное масло.
Ход опыта.
Несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом.
Результат. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт получается очень зрелищным.
ОПЫТ № 8. Цвет в молоке.
Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.
Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта.
В тарелку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры. Полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет. Подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.
Результат. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Почему? Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что при водит к их быстрому движению. Поэтому красители перемешиваются.
Дети были в восторге.
Используемая литература
1. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты для дошкольников. [Текст]/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
2. Малыхина И. В. Хочу все знать. [Текст]/ И. В. Малыхина. – Кемерово. : ДПО «НМЦ», (2007). – 82 с.
3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддьяков. - М., 2000. - 18с.
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/kartoteka-eksperimentov-s-tsvetom