Ирина Козлова
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Публикация «Развитие познавательного интереса к различным областям знаний у дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, можно выделить следующие цели и задачи в работе по исследовательской деятельности:
1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
2. Формировать у детей представления об окружающем мире.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.
5. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
В нашей группе познавательно-исследовательская деятельность с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю во второй половине дня, а также в форме партнерства взрослого и ребенка во время прогулки, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Работа по экспериментальной деятельности с детьми проводится по трё м взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
При выборе темы соблюдаем следующие правила:
Тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка.
Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
В результате исследовательской деятельности:
1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;
об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;
о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
3. Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.