Екатерина Епифанова
Экспериментирование в средне группе по теме «Свойства воздуха» Поможем Красной шапочке
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в средней группе Свойства воздуха
Цели: познакомить детей со свойствами воздуха, его значением для человека и природы.
Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать и делать выводы.
Содействовать развитию поискового интереса у детей, желания получать знания опытным путем, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Материал и оборудование:
Публикация «Экспериментирование в средне группе по теме „Свойства воздуха“ Поможем Красной шапочке» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Коктейльные трубочки на всех
• Прозрачные стаканчики с водой на всех
• Свистульки на всех
• Полиэтиленовые пакетики на всех
• Кусочки синтепона или ваты на всех
• Баночки с луком, лимоном, чесноком, шоколадом
• Пустые баночки на всех
• Таз с водой
• Непромокаемые фартуки на всех.
Ход занятия.
К детям приходит красная шапочка с шариком. Красная шапочка грустная, потому что шарик сдулся. Обращается к детям:
- у меня случилась такая беда! Сегодня у моей любимой бабушки день рождения. Я приготовила ей в подарок красивый шарик, но пока собирала в корзинку пирожки, с ним что - то случилось – он стал меньше и не хочет летать. Опять, наверное, волк набезобразничал. Теперь не знаю, что и делать, как я подарю бабушке такой шарик! Что с ним случилось?
Воспитатель:
-ребята, а вы знаете, что случилось с шариком Красной Шапочки?
Дети:
- шарик сдулся
Красная шапочка :
- а как его надуть?
Воспитатель:
Ребята, а может, поможем Красной шапочке, как надувают шарики:
Дыхательная гимнастика «Шары» (дети делают глубокий вдох, а потом выдыхают воздух, как будто надувают шарик)
Красная шапочка :
- теперь я знаю, КАК надувают шарики. А вот ЧЕМ их надувают, так и не поняла. У вас же ничего не было.
Воспитатель:
-ребята, и, правда, а чем же мы надували шарики?
Дети:
-воздухом.
Красная шапочка :
- а где же взять этот воздух, что это такое?
Воспитатель:
- а давайте поможем Красной шапочке, разобраться, что же такое воздух.
А вы видели когда - нибудь воздух :
-нет
Мы можем его потрогать?
-нет
А вы слышали воздух?
-нет
Знаете, как он пахнет?
-нет
Так какой же он – воздух?
Дети:
Воздух невидимый, его нельзя потрогать, понюхать, услышать.
Воспитатель:
- А может, попробуем познакомиться с воздухом поближе?
Хотели бы вы его потрогать. Давайте попробуем поймать его. (Дети ладошками пытаются поймать воздух)
Дети:
-ничего не выходит.
Воспитатель:
- а теперь возьмите пакетики, посмотрите есть в них что-то?
Дети:
-пакетики пустые.
Воспитатель:
А теперь взмахните пакетиками и зажмите их (показывает, как надо сделать). Что изменилось.
Дети:
- пакетики наполнились, мы поймали воздух.
Вывод: теперь воздух можно потрогать
Воспитатель: оказывается воздух можно не только потрогать, но и увидеть.
Посмотрите, что у нас налито в стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: а теперь подуйте в воду через трубочку. Что происходит:
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: это выходит воздух
Вывод: воздух можно увидеть в воде в виде пузырьков.
Воспитатель: оказывается воздух, тоже имеет запах, но он постоянно меняется. Чтобы узнать, как пахнет воздух, есть, волшебные баночки. Но нужно закрыть глаза, чтобы узнать запах.
Дети закрывают глаза, а воспитатель поочередно подносит к ним баночки с долькой чеснока, лимона, кусочками лука и шоколада (можно взять любые «наполнители»). Дети с закрытыми глазами отгадывают запах.
Красная шапочка : а у нас дома часто пахнет пирожками или земляникой, когда я приношу корзинку из леса? А чем пахнет у вас дома?
Дети вспоминают, чем пахнет у них дома и обсуждают.
Вывод: воздух имеет разный запах, он пахнет теми предметами, вокруг которых находится.
Воспитатель: а еще воздух может с нами разговаривать. Попробуем его услышать? Давайте помолчим немножко. Кто что услышал?
Дети: ничего.
Воспитатель: воздух разговаривает с нами при помощи специальных музыкальных инструментов. Показывает, а дети называют свистульки, дудочки, флейты, губные гармошки.
А теперь подуйте в них.
Дети по очереди дуют и слушают, как звучат разные музыкальные инструменты.
Вывод: с помощью музыкальных инструментов можно услышать воздух. Он рождает музыку. Если дуть тихо, то звук будет тихим, если дуть сильно, то звук будет громким.
Воспитатель: оказывается воздух еще и очень сильный. Он может перемещать предметы. Возьмите по кусочку ваты, положите на ладошку и подуйте на нее.
Дети дуют на вату.
Что произошло?
Дети: ватка улетела.
Воспитатель: почему так случилось?
Дети: ветер унес ватку.
Вывод: воздух образует ветер, который может перемещать предметы.
Красная шапочка : а я знакома с ветром. Я часто встречаю его в лесу, когда несу пироги бабушке. Там он играет с деревьями. Он дует на них, а они качаются, словно уклоняются от него. Хотите, я научу вас этой игре?
Играют в игру «Ветер-ветерок».
Водящий называет:
• Нет ветра – дети стоят, руки (веточки) опущены
• Слабый ветерок – дети стоят, руки качаются немного внизу.
• Средний ветер : дети поднимают руки и раскачивают ими из стороны в сторону.
• Сильный ветер – дети покачиваются из стороны в сторону и качают поднятыми вверх руками.
• Ураган – дети приседают (деревья склонились под ветром).
Ведущий: а как вы думаете, нам нужен воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: попробуйте задержать дыхание и не дышать несколько секунд.
Трудно было не дышать?
Ответы детей
Вывод: воздух нужен нам, чтобы дышать, не дышать даже несколько секунд очень трудно.
Воспитатель: а еще воздух нужен нам, чтобы не утонуть.
Показывает опыт.
Все подходят к тазу с водой. Воспитатель берет пустую закрытую баночку.
Что внутри баночки?
-воздух.
Опускаем баночку в таз с водой.
Что происходит с баночкой.
-она плавает.
А теперь открываем баночку и набираем в нее воду. Вода прогнала из баночки весь воздух. Закрываем баночку крышкой и опускаем в таз. Что происходит?
-баночка утонула.
Почему?
Потому что в ней нет воздуха. Верно, это свойство воздуха используется в надувных кругах. Они помогают нам не утонуть в речке, если мы не умеем плавать.
Вывод: воздух способен удерживать предметы на плаву.
Красная шапочка : ой, как хорошо. Теперь каждое лето я буду брать с собой на речку надувной круг, пока не научусь плавать. Спохватывается.
Ой, что - то я у вас задержалась. Вы столькому научили меня. Теперь я знаю, как и чем надуть свой шарик. Надувает. Спасибо вам ребята. Побежала я поздравлять бабушку.
Воспитатель. Это тебе спасибо Красная шапочка. Благодаря твоим вопросам, мы тоже многое узнали. Ребята. А давайте тоже поздравим бабушку Красной шапочки. Надуем для нее еще шариков. Дети надувают шарики и отдают их Красной шапочке.
Красная шапочка : спасибо вам большое. Бабушка будет очень рада. До свидания. Убегает.
Воспитатель и дети: До свидания, Красная шапочка, приходи к нам еще.
Воспитатель: ребята, а что же вы узнали сегодня:
Дети:
• Воздух можно поймать
• Воздух можно увидеть в виде пузырьков в воде.
• Воздух обладает разными запахами
• Воздух разговаривает с нами при помощи музыкальных инструментов.
• Воздух может перемещать предметы
• Воздух нужен, чтобы дышать.
• Воздух поможет не утонуть.
Молодцы ребята. Вы сегодня были настоящими учеными, помогли Красной шапочке и узнали много нового.