Татьяна Жукова
Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС
Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС»
(Слайд №2 документ закон об образовании и ФГОС)
С 2013 года дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. А так же был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
(Слайд №3 Фото к технологиям)
Публикация «Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
ДОУ осуществляет образовательную деятельность по Образовательной программе разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Мы с коллегами, опираясь на Образовательную программу ДОУ,разработали каждый по своей группе «Образовательную рабочую Программу воспитателя».
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4. личностно-ориентированные технологии;
5. игровая технология
(слайд №4 фото из экспериментов)
Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.
Хочется поделится опытом своей работы по теме:
Дети очень любят экспериментировать. Это обьясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,и экспериментирование
как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям
В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта.
(Слайд № 5 Предметно-пространственная развивающая среда)
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи. Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей согласно ФГДОС ДОО «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
(Слайд № 6 Уголок экспериментирования Тётушка Сова)
Исходя из этих требований, в группе был создан и оборудован уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий.
Работа ведё тся по разделам:
ВОДА – ВОЗДУХ, ГЛИНА – ПЕСОК, ФЛОРА -ФАУНА,СНЕГ И ЛЁД
В нём нас встречает его хозяйка - тётушка Сова она знакомит детей с правилами поведения и оборудованием.
Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Основные характеристики детского экспериментирования :
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целе -образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
(Слайд №7 Таблица)
В своей работе я использовала разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:
• мотивацию
• образность, эмоциональность
• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?»,«Что узнаешь при этом?»);
3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.»,«Что изменится, если.»);
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
(Слайд №8 фото работа- индивидуальная, фронтальная, подгрупповая)
Для достижения цели использую следующие формы организации исследовательской деятельности:
• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).
• Фронтальная (коллективные игры, беседа).
• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое оборудование, площадка группы.
(Слайд № 9 про воду и пену)
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Мой опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Так в группе мы с детьми проводим следующие эксперименты и опыты :
«Водичка-водичка»
«Сок для куклы»
«Пенный замок»
«Сказка о камешке»
(Слайд № 10 про песок и листья)
На прогулке проводились следующие эксперименты :
Игры с песком.
«Почему песок сыплется?»
Игры с ветром
«Загадочный листик»
«Где ветер»
Игры со снегом и льдом
«Что может мокрый снег»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
(Слайд №11 фото работа с родителями)
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительское собрание, на котором раздала родителям памятки «Детское экспериментирование дома». Консультации, на которых пытаюсь объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняю, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Результатом своей работы считаю следующие:
- систематизация и повышение знаний детей по теме экспериментирования;
-создание памятки, картотеки элементарных опытов и экспериментов, рекомендаций для родителей «Детское экспериментирование» и распространение их в личном блоке;
-участие в конкурсе уголков в рамках ДОУ "Уголок экспериментально- исследовательской деятельности в группе", в котором наша группа «Солнышко» заняла 1 место.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
(Слайд №12 Спасибо за внимание)