Папки-передвижки

Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 1

Дарья Кудрявцева
Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Программа экспериментальной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Цели: применение детского экспериментирования как формы организации совместной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности, познавательных способностей детей, сенсорного развития, формирования представления об окружающем мире.

Задачи:

1. Развитие интереса детей к экспериментированию, повышение мотивации к познавательной деятельности через использование сюжетно-игровых компонентов, игрового персонажа.

Публикация «Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах

2. Ознакомление детей со способами обследования предметов и веществ, наблюдения за явлениями, развитие умения выявлять свойства и качества предметов, сравнивать их по нескольким признакам.

3. Ознакомление с окружающим, формирование представления о свойствах материалов, явлениях превращения, изменения свойств.

4. Формирование умения делать предположения, основываясь на ранее приобретенном опыте, проверять их практически и делать выводы.

Далее приведен план проведения экспериментов с детьми младшего возраста, сформированный в соответствии с сезонностью и применяемым в ДОУ тематическим планированием. Эксперименты объединены в тематические блоки.

Кукла Маша, персонаж мультфильма «Маша и медведь», используется на каждом занятии для вовлечения детей в экспериментальную деятельность и формирования интереса к экспериментированию.

Конспекты занятий экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Экспериментирование с песком, почвой и камнями

1. «Знакомимся с сухим песком»

Цели: знакомство детей со свойствами сухого песка, некоторыми способами обследования объекта, развитие умения определять и называть свойства предметов и явлений.

Оборудование: центр воды и песка с сухим песком, кулечки с небольшими отверстиями, разные формочки, маленькие ведерки, совочки, ситечки.

Техника безопасности: не трогать руками лицо, не брать руки и предметы в рот, не раскидывать песок, тщательно вымыть руки после проведения эксперимента.

Маша приходит в гости к ребятам в детский сад и говорит, что любит играть в песок. Воспитатель предлагает поиграть вместе. Дети вместе с воспитателем обследуют сухой песок, называют его свойства: сыпучий, рассыпается. Воспитатель предлагает слепить комочек из сухого песка, сделать в нем ямку, просеять песок, насыпать песок совочками на одно место, формируя горку, задает детям вопросы по наблюдаемым явлениям. Дети насыпают сухой песок в формочки, педагог обращает внимание детей на то, что сухой песок принимает форму формочки, затем предлагает перевернуть формочки, Маша пытается сделать куличик. После этого дети совочками насыпают песок в кулечки и выполняют узор песком, воспитатель рисует Машу. Детям предлагается рассказать о сухом песке, с помощью воспитателя дети делают выводы о свойствах сухого песка: сыпучий, не сохраняет форму, рассыпается, высыпается. Эксперимент может быть продолжен во время прогулки в песочнице или во время самостоятельной деятельности детей.

2. «Мокрый песок – лепим и строим»

Цели: формирование представления о свойствах мокрого песка, некоторых способах обследования объекта, развитие умения определять и называть свойства предметов и явлений.

Оборудование: центр воды и песка с сухим песком, маленькие лейки, формочки разной формы, маленькие ведерки, совочки, ситечки.

Техника безопасности: не трогать руками лицо, не брать руки и предметы в рот, нет раскидывать песок, тщательно вымыть руки после проведения эксперимента.

Маша говорит детям, что очень любит лепить куличики из песка, но здесь в группе у нее ничего не получается. Воспитатель предлагает это исправить. Дети обследуют сухой песок, затем с помощью взрослого наполняют лейки водой и поливают песок. Обследуют мокрый песок, педагог предлагает детям наполнить формочки песком, перевернуть, сформировать углубление в песке с помощью ведерка, насыпать песок в одно место, формируя горку, маша делает куличик. Детям предлагается рассказать о мокром песке, дети с помощью воспитателя делают выводы о свойствах мокрого песка: не сыплется, из него можно лепить, сохраняет форму. Эксперимент может быть продолжен во время прогулки в песочнице или во время самостоятельной деятельности детей.

3. «Мокрый и сухой песок: какие они разные»

Цель: формирование умения сравнивать объекты по нескольким признакам, делать выводы о сходстве и различии объектов, знакомство с понятиями тяжелее-легче, с принципом работы весов.

Оборудование и материалы: два мешочка с сухим и мокрым песком, центр воды и песка, пластмассовые палочки, формочки, совочки, весы с двумя площадками без шкалы.

Техника безопасности: не трогать лицо руками, не рассыпать песок, тщательно вымыть руки после проведения эксперимента, аккуратно обращаться с палочками.

Маша приносит два одинаковых мешочка и предлагает сравнить их по весу, взяв в руки. Дети определяют, какой мешочек тяжелее, затем воспитатель кладет мешочки на весы, объясняет, что более тяжелый мешочек опускается вниз. Затем воспитатель развязывает мешочки и показывает детям, что в обоих мешочках песок. Маша спрашивает детей, почему же один мешочек тяжелее. Воспитатель предлагает детям обследовать песок, дети определяют, что в одном мешочке сухой песок, а в другом мокрый.

Воспитатель помещает сухой и мокрый песок в разные емкости в центре воды и песка, обращая внимание детей на разный внешний вид песка. Разравнивает песок и предлагает детям порисовать на сухом и мокром песке пластмассовыми палочками, слепить куличик, сделать тоннель. Дети с помощью воспитателя делают вывод о различиях сухого и мокрого песка: сухой песок светлее, теплее на ощупь, легче, он сыпучий, из него нельзя лепить, он не сохраняет форму; мокрый песок темнее, холоднее на ощупь, тяжелее, он не сыпучий, хорошо сохраняет форму, на нем можно рисовать и лепить из него.

Воспитатель оставляет немного мокрого песка на подносе, через некоторое время предлагает детям обследовать его и посмотреть, что с ним стало. Дети определяют, что мокрый песок превратился в сухой, воспитатель объясняет, что вода высохла, а песок остался.

4. «Песок и камень. Тайна песка»

Цели: знакомство с камнем, формирование представления о свойствах камня и структуре песка, развитие умения сравнивать вещества и предметы между собой.

Оборудование и материалы: сундучок, небольшие камешки, несколько крупных камней разной формы и структуры, изделия декоративно-прикладного искусства из камня, увеличительные стекла, небольшие подносы на каждого ребенка.

Техника безопасности: не брать камни в рот, аккуратно обращаться с увеличительными стеклами.

Маша приносит с собой сундучок, в котором что-то гремит. Маша предлагает детям угадать, что же у нее в сундучке, потом показывает, что там у нее камешки. Маша предлагает детям рассмотреть камни и определить, какие они: твердые, холодные, гладкие или шероховатые, разного цвета и формы, не имеют запаха, от камня нельзя отломить кусочек.

Маша рассказывает детям, что любит бросать камешки в воду, но они всегда тонут. Маша спрашивает детей, почему тонут камни. Воспитатель предлагает вместе ответить на вопрос Маши. Дети подходят к Центру воды и песка и бросают камешки в воду, наблюдают, как они тонут. Воспитатель бросает в воду деревянный кубик, дети определяют, что он не тонет. Педагог кладет на весы деревянный кубик и камень и спрашивает детей, что тяжелее. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что камни тонут, потому что они тяжелые.

Маша предлагает детям рассмотреть различные камни и произведения декоративно-прикладного искусства из камня, сравнить их между собой.

Педагог насыпает каждому ребенку немного песка на маленький поднос, предлагает рассмотреть песок через увеличительное стекло. Дети обнаруживают, что песок состоит из очень маленьких камешков разного цвета и формы.

Во время прогулки можно предложить детям собрать камни, рассмотреть, сравнить, группировать камешки по разным признакам (величине, форме, цвету).

5. «Почему осенью бывает грязно?»

Цели: формирование представления о свойствах почвы, развитие способности наблюдать и анализировать природные явления, делать выводы

Оборудование и материалы: пластмассовый таз с землей, пульверизатор с водой.

Техника безопасности: не прикасаться испачканными замлей руками к лицу и одежде, тщательно вымыть руки после эксперимента.

Маша жалуется детям, что сейчас гуляла на улице и запачкала башмачки, на улице очень грязно. Маша спрашивает детей, откуда же взялась эта грязь. Воспитатель предлагает показать Маше, как появляется грязь.

Педагог демонстрирует детям сухую землю в тазике, предлагает обследовать ее и рассказать Маше о ее свойствах. Затем сообщает, что сейчас начнется дождик и брызгает воду из пульверизатора на почву, предлагает сделать это детям. Затем дети снова обследуют землю и отмечают, как изменились ее свойства.

Педагог объясняет, что почва впитывает воду. Воспитатель рассказывает, что тоже самое происходит во время дождя на улице, поэтому становится грязно. Во время прогулки проводится наблюдение за состоянием почвы после дождя, если дождя нет, почву можно увлажнить из лейки. Дети вспоминают, что почва впитывает воду, вместе с воспитателем повторяют это свойство.

Экспериментирование с природными материалами

6. «Что выросло на грядке?»

Цели: развитие умение обследовать предмет и выявлять его свойства, сравнивать свойства разных предметов.

Оборудование и материалы: различные мытые овощи на подносе, цветовая палитра, геометрические фигуры из картона, тарелка и нож для очистки и разрезания овощей.

Техника безопасности: пробовать овощи на вкус только с разрешения воспитателя.

Маша рассказывает детям, что у Мишки на огороде столько всего растет, но она не знает, как это все называется, как отличить один овощ от другого, можно ли их есть сырыми, надо ли чистить. Воспитатель предлагает детям помочь Маше и научить ее разбираться в овощах.

Детям предлагается обследовать понравившийся овощ, назвать его, определить его цвет, форму путем сравнения с геометрическими фигурами, характер поверхности, запах, вкус. Затем производится сравнение овощей попарно, выявляются сходства и различия.

7. «Урожай»

Цели: развитие умения обследовать предмет и выявлять его свойства, сравнивать свойства разных предметов.

Оборудование и материалы: различные мытые фрукты на подносе, цветовая палитра, геометрические фигуры из картона, тарелка и нож для очистки и разрезания фруктов.

Техника безопасности: пробовать фрукты на вкус только с разрешения воспитателя.

Маша собирается варить компот для Мишки, но не знает, из чего его варят, может, из овощей. Воспитатель предлагает детям рассказать Маше, из чего можно сварить компот. Маша не может разобраться, какие бывают фрукты, как их различить. Воспитатель демонстрирует поднос с фруктами, предлагает детям рассказать про них Маше.

Детям предлагается обследовать понравившийся фрукт, определить его цвет, форму путем сравнения с геометрическими фигурами, характер поверхности, запах, вкус. Затем производится сравнение фруктов попарно, выявляются сходства и различия.

Экспериментирование с водой

8. «Напоим Бобика водичкой»

Цели: знакомство со свойствами воды, явлениями впитывания и намокания.

Оборудование и материалы: небольшие ведерки с водой, бумажные и тканевые салфетки, ложечки, пластмассовые мисочки на каждого ребенка, игрушечная собака.

Техника безопасности: не пить воду, аккуратно наливать воду ложечкой.

Воспитатель приносит детям Машу и игрушечную собачку, рассказывает, что это Машин новый друг Бобик. Бобик хочет пить, надо налить ему водички и з ведерка. Дети подходят к столу, для каждого ребенка приготовлено ведерко с водой. Воспитатель предлагает детям налить немного воды прямо на стол, дети ложечкой наливают воду, вместе с воспитателем делают вывод, что вода растекается, вода жидкая, она не сохраняет форму. Затем дети пробуют налить воду на бумажные и тканевые салфетки и знакомятся с явлением впитывания воды и намокания этих материалов, делают вывод, что они не подходят для наливания воды.

Воспитатель предлагает детям небольшие пластиковые мисочки куда дети наливают воду ложечкой, наблюдают, что вода принимает форму мисочки, но не растекается и не впитывается, Бобик пробует пить водичку и благодарит детей.

9. Есть ли форма у воды.

Цель: Формирование представления о свойствах воды, развитие представления о форме и количестве вещества.

Оборудование и материалы: Ведерки с носиком на каждого ребенка, наполненные водой, большие и маленькие круглые пластмассовые стаканчики, пластиковые емкости квадратной формы, формочки, детали конструктора известных детям форм небольшого размера.

Техника безопасности: не пить воду, аккуратно обращаться с водой.

Маша приносит детям детали конструктора известных детям форм (круг, квадрат, предлагает назвать форму этих фигур, затем показывает предметы такой формы: колесо от машинки, кольцо от пирамидки, печенье и т. д. Маша спрашивает детей, какой же формы вода. Воспитатель предлагает вместе это выяснить. На столе стоят ведерки с носиком с налитой в них водой на каждого ребенка. Дети наливают воду сначала в большой круглый стакан, затем в емкость квадратной формы и наблюдают, что вода меняет форму, принимая форму емкости.

Затем дети наливают воду в маленький стаканчик и обнаруживают, что она вся туда не входит, воспитатель спрашивает, почему вода не поместилась, помогает сделать выводы. Дети наливают оставшуюся воду в формочки и наблюдают, что вода заполняет формочку, делают вывод, что вода может принимать любую форму.

10. Какая бывает вода.

Цели: формирование представления о свойствах воды, о бережном отношении к воде.

Оборудование и материалы: презентация об использовании воды человеком, прозрачные пластмассовые стаканчики и холодной и теплой водой, небольшие камешки, ванилин.

Техника безопасности: не пить воду, не брать камешки в рот.

Маша рассказывает детям, что сегодня хотела искупаться в проруби на речке, которую сделал Мишка для рыбалки, но Мишка не разрешил, сказал, что там вода холодная. Маша потрогала воду, она и в самом деле оказалась очень холодная. Оказывается, вода бывает разная. Воспитатель предлагает показать Маше, какая бывает вода. Дети подходят к столу, где стоят по два одинаковых прозрачных стаканчика с водой для каждого ребенка, в одном стакане холодная вода, в другом теплая. Воспитатель предлагает детям опустить пальчики обеих рук в стаканчики и сравнить воду.

Педагог спрашивает детей, видят ли они свои пальчики в воде, дети знакомятся со свойством воды – прозрачностью. Дети бросают маленькие камешки в воду, воспитатель спрашивает, видят ли они камешки. Дети вместе с воспитателем делают вывод: камешки видно, потому что вода прозрачная. Воспитатель предлагает детям понюхать воду – она не имеет запаха.

Воспитатель спрашивает детей, для чего нам нужна вода. Дети смотрят презентацию об использовании воды человеком (питье, приготовление пищи, стирка, купание, полив растений).

Дети снова возвращаются к столу и сравнивают воду в стаканчиках – вода стала одинаковой, холодная вода согрелась, а теплая остыла. Воспитатель предлагает детям понюхать в воду, затем добавляет в один из стаканчиков ванилин, дети нюхают воду, вместе с воспитателем делают вывод, что сама вода не имеет запаха, она пахнет тем, что в нее добавили.

Во время мытья рук воспитатель обращает внимание детей на свойства воды из крана – теплая прозрачная, рассказывает детям, что воду надо беречь и после мытья рук надо закрывать кран.

11. Разноцветная вода.

Цели: формирование представления о свойствах воды, развитие умения различать и называть цвета.

Оборудование и материалы: небольшие прозрачные стаканчики с водой на каждого ребенка, флакончики с жидкой краской разных цветов, ложечки, небольшие камешки.

Техника безопасности: не пить воду, не брать в рот камни.

Маша рассказывает детям, что слепила снеговика и теперь хочет его раскрасить. Мишка сказал, что для этого нужна цветная вода, а Маша не знает, как ее сделать. Воспитатель предлагает показать Маше, как делается цветная вода. Детям предлагается подойти к столу, где находятся прозрачные стаканчики с водой и флакончики с краской. Дети капают краску в воду, размешивают ложечкой и наблюдают, как вода становится цветной.

Затем дети бросают в воду камешек, воспитатель спрашивает, видят ли они камень в окрашенной воде. Дети вместе с педагогом делают вывод, что окрашенная вода непрозрачная. Дети ложечкой вынимают камень и видят, что он не окрасился. Затем дети окунают в воду ватную палочку и наблюдают, что вата окрасилась. Разноцветную воду можно использовать во время прогулки, разбрызгивать из пульверизатора на снег или рисовать узоры на утоптанном снегу.

12. Чай для Мишки.

Цели: расширение представления о свойствах воды, знакомство с растворимостью веществ в воде, знакомство со способами обследования объектов.

Оборудование и материалы: два стеклянных прозрачных стакана, чайник с горячей кипяченой водой, по два прозрачных пластиковых стаканчика с небольшим количеством кипяченой холодной воды на каждого ребенка, ложечки, сахар.

Техника безопасности: демонстрировать опыт с кипятком вне пределов досягаемости детей, использовать кипяченую воду.

Маша прибежала к детям за помощью. Мишка простудился, заболел и ему нужно заварить чай. Маша не умеет заваривать чай. Воспитатель предлагает детям помочь Маше. Дети берут пакетики с ароматизированным чаем, нюхают. Педагог объясняет, что для чая нужна горячая вода, берет два прозрачных стаканчика, в один наливает горячую воду из чайника, в другой – холодную, опускает в оба стаканчика пакетики с чаем. Дети сравнивают цвет воды в стакане с горячей и холодной водой. Воспитатель спрашивает детей, ощущают ли они вкусный аромат чая. Каждый из детей берет стаканчик с небольшим количеством холодной воды, воспитатель добавляет туда заваренный чай, чтобы температура воды была безопасной.

Мишка любит сладкий чай, воспитатель предлагает добавить туда сахар. Дети берут ложечками немного сахара, добавляют в чай и размешивают. Дети пробуют получившийся чай, затем пробуют воду из другого стаканчика, сравнивают, с помощью воспитателя делают выводы: вода холодная, не имеет цвета запаха и вкуса, чай теплый, коричневый, имеет вкус и аромат.

13. Тонет – не тонет.

Цели: знакомство со свойством плавучести, поведением предметов из разных материалов в воде, формирование умения воспроизводить результаты эксперимента с помощью моделирования.

Оборудование и материалы: емкость с водой, небольшие предметы из различных материалов (металла, камня, дерева, бумаги, ткани, пластика, магнитная доска, изображение аквариума, натуральные изображения используемых в эксперименте предметов на магнитах, весы с двумя площадками без шкалы.

Техника безопасности: не брать предметы в рот, не брызгаться водой.

Маша читает детям стихотворение А. Барто «Мячик». Она рассказывает, что тоже роняла мячик в речку, и он не тонул, а вот камешки, которые она бросает в воду, почему-то всегда тонут. Воспитатель предлагает это проверить. Дети берут небольшие предметы из разных материалов и по очереди бросают в емкость с водой, наблюдая за их поведением в воде. Воспитатель обращает внимание детей на намокание некоторых предметов в воде (бумажных и тканевых салфеток).

Затем дети сравнивают на весах вес утонувшего и плавающего предмета, например, камня и деревянного шарика, и с помощью воспитателя делают вывод, что тонут более тяжелые предметы.

На магнитной доске в уголке экспериментирования размещается изображение аквариума с водой, а также разных предметов на магнитах. Дети размещают предметы на поверхности, в толще воды или на дне аквариума, фиксируя результат эксперимента, в дальнейшем дети могут играть таким образом в игру «Тонет – не тонет».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Элементарное экспериментирование с водой в группах раннего возрастаЭлементарное экспериментирование с водой в группах раннего возраста В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Проведение элементарного экспериментирования.

Фотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возрастаФотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возраста Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только в помещении, но и на улице. Зима - та пора, чтобы изучать снег и его.

Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег»Игра-экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста «Разноцветный снег» Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом с детьми раннего дошкольного возраста.

Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1 Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возрастаЭкспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки»Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, что вода при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 1
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 23:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД