МААМ-картинки

Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста

Альфия Шарибжанова
Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста

Над своим педагогическим опытом я работаю первый год.

Мне своих детей хочется видеть любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас.

Работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

В чем же заключается работа исследовательской деятельности детей?

Публикация «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Она направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей мною решались следующие задачи:

1)Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

2)Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

3)Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

4)Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

О способах исследования объекта.

О предметном мире.

Так же хочется отметить, что в процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование.

Обогащая развивающую среду в группе более сложными объектами, я стараюсь при этом создать все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу третьего года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми.

Развивая эмоциональную сфера ребенка, творческие способности, также формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Хотелось бы отметить следующее, что детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет.

в МДОУ «Детский сад №66»

В моей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет.

В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности — экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

развивать умения планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы;

развивать коммуникативные навыки;

помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочных героев.

Интересно наблюдать, как дети сказочным героям рассказывают как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Большое внимание мною уделяется работе с родителями по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить их педагогическую грамотность мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Консультация «Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста» Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста. Работу выполнила : воспитатель Першина Елена Александровна. Конструирование из.

Игры-экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста Игры-экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть.

Конспект «Весенние наблюдения» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект «Весенние наблюдения» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: создание условий для всестороннего развития детей на свежем воздухе. Задачи: Провести работу по ознакомлению с окружающим миром. Провести.

Лепка с детьми младшего дошкольного возрастаЛепка с детьми младшего дошкольного возраста Дети младшего дошкольного возраста с восторгом познают мир при помощи изобразительной деятельности. Одним из приоритетных видов изобразительной.

Лепка с детьми младшего дошкольного возраста «Ракеты»Лепка с детьми младшего дошкольного возраста «Ракеты» Раздаточный материал: Пластилин, бумажные заготовки ракет. Словарная работа: Ракета, космос Предварительная работа: чтение рассказов о.

Организация проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы,.

Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста Игры и атрибуты для первой младшей. При организации прогулки с детьми младшего дошкольного возраста главную роль играет организация среды,.

Рисование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Дети раннего возраста, придя в детский сад, еще не умеют держать карандаш, нажимают сильно, или проводят еле заметные линии. Маленькие.

Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста Статья: «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста». Hаблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство.

Экскурсия с детьми младшего дошкольного возраста «Мы по городу идем»Экскурсия с детьми младшего дошкольного возраста «Мы по городу идем» Экскурсия с детьми младшего дошкольного возраста "Мы по городу идем" Наш детский сад находится в городе Магнитогорске. Город построен в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 21:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД