Альфия Шарибжанова
Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Над своим педагогическим опытом я работаю первый год.
Мне своих детей хочется видеть любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас.
Работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
В чем же заключается работа исследовательской деятельности детей?
Публикация «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Она направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей мною решались следующие задачи:
1)Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
2)Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
3)Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
4)Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
О способах исследования объекта.
О предметном мире.
Так же хочется отметить, что в процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование.
Обогащая развивающую среду в группе более сложными объектами, я стараюсь при этом создать все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
К концу третьего года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми.
Развивая эмоциональную сфера ребенка, творческие способности, также формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Хотелось бы отметить следующее, что детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:
недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования
- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет.
в МДОУ «Детский сад №66»
В моей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.
Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет.
В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности — экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
развивать умения планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы;
развивать коммуникативные навыки;
помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого ребенка.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочных героев.
Интересно наблюдать, как дети сказочным героям рассказывают как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Большое внимание мною уделяется работе с родителями по развитию детского экспериментирования.
Чтобы повысить их педагогическую грамотность мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.