Светлана Шкляр
Конспект занятия по экспериментированию «Путешествие волшебного песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование : «Путешествие волшебного песка»
Цель:
Закрепить знания о свойствах сухого песка (сыпучесть); что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок, что сухим песком можно рисовать.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о происхождении, строении и применении песка; его свойствах в сухом состоянии; обогатить речь детей, активизировать словарный запас; познакомить со способами окрашивания песка.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Путешествие волшебного песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Развивающие: развивать произвольное внимание и творческое мышление и воображение; развивать умения путём экспериментальной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Предварительная работа:
Игры с песком; беседа о правилах поведения при проведении опытов; работа с энциклопедиями.
Материал:
Демонстрационный воздушный шар, корзина, коробочка с песком, слайды с рисунками, песочные часы, баночки с разноцветным песком, ракушки, камни разных размеров, раздаточные подносы, контейнеры с песком, лупы, рисунки на плотной бумаге, клей, пластмассовые пиалы, салфетки.
Ход занятия:
-Сегодня к нам пришли гости. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный (обращаю внимание на воздушный шарик, разрисованный под Совунью, привязанную лентой к корзине).
-Это знаменитая Совунья. Она летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, непросто так появилась у нас.
-Посмотрим, какое у неё к нам дело (достаю из корзинки коробочку)
- Попробуем угадать, что там находится (дети берут коробочку, встряхивают её. Слушают, как она звучит. Пробуют догадаться, что там находится)
Отгадайте загадку:
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал…. (песок).
- Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Открывают коробочку, рассматривают, что там находится.
- Но, посмотрите, здесь ещё какое-то письмо. Давайте его прочитаем (достаю из коробочки и читаю письмо). «Однажды, пролетая мимо, где было очень, очень много песка я увидела их… Но, кого, я не знаю?» Попробуем помочь, отгадаем загадку:
Это самые удивительные живые существа,
Они, живут на планете Земля:
С рекордно длинными шеями и острыми клыками,
С пятнистыми шубами и чудными хоботками,
Всевозможных размеров и окрасок.
Ответ: животные Африки
-А как же выглядят эти животные? Давайте, вместе соберем пазл и покажем Совунье, кого же она видела (лев и слон)
«Дорогие друзья, я знаю, что песок - это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года.
И однажды, я увидела картины из цветного песка. Они были красивыми и очень мне понравились. А, до этого я видела только жёлтый песок. Мне очень интересно, откуда берётся цветной песок?».
-Ребята, а может мы Совунье, поможем узнать, откуда берется цветной песок?
-Ребята, давайте изучим песок и объясним нашей Совунье.
-Как вы думаете, откуда берётся песок? (песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек) (демонстрация ракушек и морских камней)
-Где в природе можно увидеть много песка? (В пустыне, в горах, на морском берегу).
-Песок называют «полезным ископаемым». Как вы думаете, почему? (большие скопления песка образовались на Земле много лет назад и сейчас человек использует его в своей деятельности).
-Для чего нужен песок? (игры, строительство, производство стекла, песочные часы).
-Сегодня мы, как настоящие учёные, будем исследовать песок. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (в лаборатории)
- Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)
-А сейчас Совунья, поможет нам очутиться в лаборатории. Дети берутся за мешочки с песком и идут по кругу.
Совунья, помогла нам добраться до лаборатории (дети садятся за столы)
На столах находятся пиалы, контейнеры с песком, лупы, деревянные ложки, цветной песок.
Опыт 1:
-Возьмём контейнеры с песком и насыплем песок в пиалу (дети выполняют).
-Легко ли сыплется песок? Почему?
(потому что песок сыпучий)
-Легко ли его брать?
(дети пробуют взять песок пальцами, отвечают «нет» потому что, он рыхлый).
- Мы с вами узнали, что песок сыпучий, рыхлый.
Опыт 2:
- А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется? (ответ увеличительное стекло). Почему его так называют? Как ещё можно сказать? (лупа, линза).
- Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Дети рассматривают песок.
(из зёрнышек песчинок)
-Как они выглядят? (маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные).
-Чем они похожи одна на другую, чем отличаются?
-Как они расположены?
(в песке каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к своим «соседям»)
-Почему сухой песок сыпется?
-Можно что-то слепить из сухого песка?
( ответ: «нет», т. к. в сухом песке песчинки лежат отдельно друг от друга, свободно двигаются)
-Возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем.
-Что вы видите на песке?
(на сухом песке рисунок не сохраняется, т. к. песчинки разлетаются)
-А теперь представим, что мы ветерок, встанем все вместе, будем выполнять движения:
«Непоседа-ветер (руки вверх)
Знает все на свете:
Знает, как бежит река (присели)
Знает, как в синем небе облака плывут (машем руками)
Знает, как шипит змея (Ш-ш-ш-ш)
Знает, как птицы поют (круговые движения руками)
Знает, как шумит ракушка (руки к уху)
И как сыпется песок (кулачками показать песочные часы)»
Опыт 3:
-В емкость с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок?
(мокрый, липкий)
-Когда песок намокнет, воздух между песчинками исчезает, и мокрые песчинки слипаются и держат друг друга.
-Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов.
-Что вы летом делаете из песка?
(крепости, куличики)
Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните мокрый песок.
-Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?
(мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)
-В природе встречается жёлтый, белый, серый, зеленый, красный песок. Его цвет зависит от того, из какого камня он появился (демонстрация банки с песком).
В природе, есть залежи такого цветного песка. Многие цветной песок используют для украшений.
-А сейчас я научу вас и Совунью, рисовать картины цветным песком.
-А вот что мы нарисуем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Царь зверей, его мы знаем,
И конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это-(лев)
Продуктивная деятельность:
На плотной бумаге клеем детям предлагается обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок из пиал. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Всем вместе рассмотреть рисунки.
Рефлексия:
-Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины? (сыпучесть).
-Как удалось сделать песок цветным?
-Давайте отправим наших львов в жаркую Африку, а нам пора возвращаться в детский сад. Дети берутся за мешочки с песком, идут по кругу: «меня с собой возьми в детский сад»
- Мы вернулись в детский сад. Теперь Совунья будет знать, откуда берётся цветной песок.
- А теперь Совунье пора отправляться дальше. Давайте поблагодарим её за интересное путешествие и попрощаемся с ней.