Воробьёва Зоя Михайловна
Экспериментирование при адаптации «Песочная терапия» с детьми раннего возраста
▼ Скачать
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №19 дошкольное отделение ”Березка”
Экспериментирование при адаптации "Песочная терапия" с детьми раннего возраста.
Воспитатель Воробьева Зоя Михайловна
май2023г
Экспериментирование при адаптации "Песочная терапия"с детьми раннего возраста.
Для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно привык к детскому саду в своей работе я использую методы и приёмы «песочной терапии».
Публикация «Экспериментирование при адаптации „Песочная терапия“ с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Во время пребывания в детском саду, дети большую часть проводят на открытом воздухе. Именно сейчас можно уделить время их общению с природным материалом, который всегда доступен ребёнку и безопасен - песок, вода и глина. Какие же свойства могут усвоить малыши? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнём с жидкого состояния воды- самого привлекательного для детей. Первые представления складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течёт из крана, в ручейке, вода растекается, её можно разлить. Я помогаю детям познакомиться с этой особенностью воды на прогулке: например, выливаем воду на асфальт, на пол веранды и наблюдаем за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (лужи высыхают)
.Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даём пить воду на прогулке). Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать нетрудно. «Чистая вода ни чем не пахнет»,- убеждённо говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети говорят :«Ух, какая вкусная!» В беседах с детьми, я стараюсь уточнить смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами «сладкий, кислый, солёный, горький». Можно ли проводу сказать, что она сладкая, кислая, солёная, горькая. Таким доступным способом я формирую представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить.
Предлагаю вспомнить предметы белого цвета, или беру лист белой бумаги и рядом ставлю прозрачную воду или стакан. Н а основе наглядности убеждаю детей: чистая вода не имеет цвета - она бесцветна.
С этим признаком воды связан другой –прозрачность. Усваивают этот признак дети на прогулке. Предлагаю им бросить в таз с водой камешки.
Спрашиваю детей : «Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, в луже?» В заключении подвожу детей к обобщению: чистая вода- прозрачная, мутная и грязная не прозрачная.
У воды есть ещё один признак, ознакомиться с которым ребё нку интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий безветренный день подходим с детьми к луже на асфальте, рассматриваем что отражается в воде. (Детям постарше можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой).
Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день выливаю на пол веранды ведро воды. Пол под лучами солнца быстро высыхает, а вода в виде пара исчезает на глазах у детей.
В повседневной жизни привлекаю внимание детей к этому процессу: высохла лужа на участке, вернулись с прогулки в сырой одежде – окна в раздевалке запотели, «заплакали».
Конечно, представление о превращении воды в газообразное состояние довольно сложны. Их полноценное формирование возможно при условии организации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача не ставится. Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно – вода замерзает, тепло – вода тает. Это наблюдаем на прогулке: таяние снега, замерзание воды.
А сколько удовольствия приносят детям игры с песком! Вспомним стихи Б. Заходера. Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка.
Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывая творческий подъём.
Сколько у них выдумки и изобретательности! Сколько настойчивости! Но песок как строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дети успевают усвоить только первоначальное представление о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного. Дети узнают ещё одно свойство песка: влажный тяжелее сухого, играя в игру «испечём куличики».
Дети насыпают в одинаковые по размеру ведёрки сухой и влажный песок и сравнивают, какое ведёрко тяжелее. Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, знакомлю их с его составом. Для этого каждому ребёнку предлагаю положить на картон горстку песка, а картонки расположить на краю песочницы. Ставлю познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок, найти как можно больше особенностей у песчинок». Песчинки не одинакового размера (есть крупные и совсем маленькие, по цвету (тёмные и светлые, по степени блеска (одни блестят, другие матовые, в песке встречаются ракушки и т. д. После этого подвожу к выводу, почему песок сыпучий : песчинки не скреплены между собой, поэтому рассыпаются по листу бумаги. Между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
Поговорим теперь о глине.
С глиной удобно заниматься на улице: не страшно, если они испачкаются, не надо торопить детей и напоминать о том, что занятие заканчивается, можно помыть руки в тазике с водой или в ведёрке, не боясь при этом пролить воду. Во время лепки знакомлю со свойствами глины: мягкая, легко поддаётся воздействию (дети мнут её в руках, раскатывают шарик, колбаску, делают лепёшки- угощение для кукол. Вылепленные фигурки подсыхают на скамейке под лучами солнышка. Провожу беседу о том, кто что слепил, каких добился успехов. Напоминаю, что нужно осторожно брать в руки вылепленные из глины фигурки (они могут легко сломаться, потому что хрупкие). Так постепенно подвожу детей к понятию «хрупкий» -значит легко ломается. Отмечаю одну из главных особенностей глины: частички у неё связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, пластичная, а у песка песчинки рассыпаются.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошёл быстрее и спокойнее, я использую различные адаптационные методы и приёмы. Прежде всего необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Я применяю метод «песочной терапии». Игры с песком –это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты детей происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.
Что нужно для игры в песок.
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…Подобно богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу. Т. Грабенко.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому я собрала набор предметов (человеческие персонажи, сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры- словом всё, что встречается в окружающем мире.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Играя с песком ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Все игры с песком можно разделить по трём направлениям.
Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка).
Познавательные (с их помощью познаётся многогранность познаваемого мира).
Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка).
На этапе адаптации я использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторике рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Игры с песком.
Отпечатки наших рук.
Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем делает отпечатки кистей своих рук –то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, тёплый, сухой, мокрый. Когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки.).
--Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко, ёжик).
--Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения, как машина едет, ползёт змея,карусель; то же поставив ладонь ребром.
--Пройтись поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно).
--Поиграть пальцами на поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» - движется вся кисть.
--Оставлять следы одновременно двумя пальцами ( вместе пофантазировать: Чьи это следы?»
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка говорить о своих ощущениях, развивать речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности. Как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Хочется всем пожелать успехов в воспитании малышей. Любить их безусловной любовью, просто за то что они есть. Удачи нам всем!