Ольга Михалева
Консультация «Приобщение детей к социальной действительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - золотое время эмоциональной жизни. Оно является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта. Что же такое воспитание Культурой и Красотой? Мне представляется, что это «питание» души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным – «питание Красотой». Я считаю, что сегодня воспитание нравственности и культуры человека выходит за рамки чисто образцовых задач. Оно становится проблемой спасения под знаком «SOS». То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Возрождение нацизма, небывалый рост жестокости, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьёзные и решительные меры, и немедленно. Но что же мы можем сделать? Главное – знать причину болезни, найти корень. А причина одна - упадок нравственности, культуры в самом широком понимании этого слова. Причина в самом человеке. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь…» Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже взрослый. Какой он? Как живёт? Что делает? Что доброго вынес из детства? Поэтому воспитывать надо сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Воспитание Красотой и Культурой не просто красивые слова – это опыт человечества, это единственный путь, это не просто этикет и хорошие манеры, не чисто внешняя красивость, не эрудированность. Это понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями, чувствами. Н. Заболоцкий писал: «… что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» И ещё один писатель Михаил Зацепко пишет: «Подлинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма вырабатываемых привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком». Культура, если она впитана с детства, обязательно становится неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды (В. Зиньковский) и на основе наблюдаемых ребёнком форм поведения взрослых, он приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад расширяется сфера эмоционально- практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для него видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий ДОУ и семьи и создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и пед. технологий. В центре работы по социокультурному развитию находится ребёнок. В основе её – прошлое, настоящее и будущее человечества и жизнь отдельного человека. Ребёнок учится осознавать себя во времени. Не знать своего прошлого может только «объект», а не «субъект» цивилизации и культуры. Поэтому занятия с детьми строятся на фольклорном, естествоведческом и мифологическом материале и начинаются с «экологии» души, с зарождения поэтического, одухотворённого отношения к природе, характерного для наших предков. Дети знакомятся: 1. С традициями, обычаями, праздниками, ритуалами, трудом, одеждой, песнями, преданиями русского народа, что в значительной степени обеспечивает процесс «врастания в человеческую культуру», то есть в социализацию и направлена на формирование доброго отношения к природе и окружающим людям; 2. С законами природы, по которым должен жить человек; прослеживаются через мировую мифологию, эстетические, философские и религиозные воззрения, подтверждаемые современными научными открытиями, весь материал преподносится детям в доступной для них форме. Ребёнок ищет вокруг себя или в мифах, в сказках, легендах, в истории положительные образы, которым хочет подражать. На занятиях используются такие активные формы обучения, как работа в пре, ресурсный круг, предполагающий необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребёнка к участию в коллективной деятельности, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Участие в активных формах обучения особенно значимо для так называемых непопулярных детей; необходимость договориться, вместе представить результат работы в этом возрасте сама по себе является ценностью. В процессе общения со сверстниками дети приобретают такие качества, как взаимное доверие, доброта, открытость, способность к сочувствию, готовность к сотрудничеству и т. д. И чем раньше приступить к целенаправленному педагогическому руководству общением детей, тем лучше будет результат.