Папки-передвижки

Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет

Евгения Ерохова
Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1. Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ.

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.

Публикация «Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах

1.2. Цель и задачи экспериментальной деятельности.

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, дети 3–4 лет стремительно познают мир

Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач: Образовательные: расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы; формирование способности самостоятельного исследования предметов; обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты). Развивающие: совершенствование мелкой моторики и координации движений; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речевых способностей. Воспитательные: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива; развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения следовать поручениям взрослого.

1.3. Виды опытно-экспериментальной деятельности.

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников :

-Иллюстративное экспериментирование : детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

Ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой температуре воздуха

-Поисковое экспериментирование : результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично Решение познавательных задач : на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемость материалов.

Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта.

1.4. Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности.

1. Игры-эксперименты.

Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме

подгруппы сделают элементарный вывод: вода не имеет формы. Воспитанники второй способны дополнить представления о свойствах этой жидкости: вода не имеет формы, но принимает форму сосуда, в котором находится. Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения ребёнка.

В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо») Дошкольники удовольствием отправляются в сказочные путешествия, чтобы помочь любимым героям

2. Моделирование.

Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют, буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом

Опыты и эксперименты.

Собственно, экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах, воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой

Личностный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности осуществляется через выполнение воспитанниками заданий разных уровней, распределение действий по подгруппам. Например, на занятии «Имеет ли форму вода?» первой подгруппе даётся задание вылить воду из стаканчика на поднос и провести наблюдение, какую форму примет жидкость. Вторая подгруппа переливает воду из стаканчика в колбу, из колбы — в фигурную вазочку, из вазочки — в бокал, из бокала — на поднос.

2. Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе.

Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПИН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов

2.1. Мотивирующее начало занятия.

Дети 3–4 лет концентрируют внимание на явлениях и предметах, которые их заинтересовали и вызывают положительные эмоции. Чтобы возник стимул к экспериментированию, поиску ответов на поставленные вопросы, воспитатель организует начало занятия мотивирующего характера. Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. Зачастую случается, что практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов, устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного примеры мотивирующего начала занятий Тема занятия Мотивирующее начало «Мутная вода»

Примеры мотивирующего начала

Привлечение сказочного персонажа и создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходит Василиса Прекрасная. Она грустит. Ребята спрашивают, в чём причина её печали. Василиса рассказывает, что в Тридевятом царстве есть красивое озеро, вода в нём всегда была такая чистая и прозрачная, что можно было разглядеть дно. На демонстрационном столе находится контейнер из прозрачного пластика или стеклянный аквариум с водой, на дне которого находится песок, камушки и ракушки. Василиса говорит, что вчера в царстве расшалилась Мука, бегала и резвилась на берегу озера, споткнулась и просыпалась в водоём. Героиня предлагает детям высыпать в аквариум муку из стаканчиков. Вода становится белой и непрозрачной. Оттого Василиса и печалится, что теперь озёрная вода стала мутной, выловить муку из озера никак не получается (предлагает детям попробовать сделать это при помощи сачков). Сказочная героиня просит найти ответ, как же воде снова стать прозрачной. Далее следует подвижная игра «На златом крыльце сидели», после которой дети наблюдают, как изменилось состояние воды в аквариуме (она становится прозрачнее, потому что мука оседает на дно). «Чистые руки» Использование куклы и игрушки Мойдодыра, элементы игры, привлечение художественных текстов. С ребятами здоровается кукла Наташа. Воспитатель замечает, что у неё грязные руки, но кукла отрицает это и утверждает, что просто она загорела на солнышке. Появляется Мойдодыр. Воспитатель зачитывает отрывок из произведения К. Чуковского «Ах ты гадкий, ах ты грязный». Воспитатель спрашивает куклу, знает ли она этого персонажа (не знает, спрашивает ребят (называют Мойдодыра). В беседе дети вспоминают, что случилось с неряшливым мальчиком и как он в итоге подружился с умывальником. Воспитатель показывает кукле и детям, что на демонстрационном столе приготовлены прозрачные ёмкости с чистой водой и предлагает ребятам опытным путём доказать Наташе, что руки у неё не загорелые, а грязные. Следует обсуждение, как это сделать (в одной ёмкости сполоснуть чистые руки детей, а в другой — вымыть руки куклы, если руки грязные, то вода станет мутной). «Ледяные украшения» Изучение наглядного материала, постановка проблемной задачи. В начале занятия ребятам предлагается рассмотреть фотографии (или книжные иллюстрации) новогодних ёлок. Воспитатель задаё т вопросы: Когда украшают ёлки? (В декабре, перед празднованием Нового года). Что используют в качестве украшений? (Мишуру, гирлянды, игрушки). Какие бывают ёлочные игрушки? (Шары, колокольчики, шишки, фигурки животных и сказочных персонажей и т. д.). Воспитатель подводит детей к окну, показывает искусственную ёлку, установленную на площадке их группы, и сообщает, что заведующая попросила нарядить ёлочку к Новому году и выдала для этого коробку с материалами. Ребята открывают коробку, в ней находят различные фигурные формочки, краски, кисти и ленточки. Воспитатель спрашивает, как же при помощи этих вещей сделать ёлочные украшения (набрать в формочки воды, добавить красок, сделать петельки из ленточек и заморозить — на улице ледяные фигурки не растают)

2.2. Временной план занятия.

Занятие по экспериментированию имеет примерный план: организационный момент — 1 минута; мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты; игровая или двигательная активность — 4–5 минут; практическая деятельность — 4–6 минут; подведение итогов, рефлексия — 1 минута. После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали: Понравилось ли вам занятие? Что было самое интересное? Хотелось ли бы вам повторить эксперимент самостоятельно, рассказать о нём дома родителям? Будет ли вам интересно продолжить изучение свойств объекта, с которым мы сегодня экспериментировали?

2.3. Картотека опытов и экспериментов.

-«Жидкая форма воды» Опыты с изучением основных свойств воды: способности нагреваться, растворять вещества (соль, сахар, краски, принимать форму различных ёмкостей, выталкивать деревянные, резиновые, пластмассовые предметы. Игры-эксперименты : вылавливание игрушек из воды сачками, переливание воды на скорость из одного сосуда в другой при помощи черпаков, игры с водяной мельницей, брызгающими игрушками.

-«Твё рдая форма воды: лёд и снег» Экспериментирование со снегом : наблюдение за процессом таяния снега, изучение свойств мокрого снега. Экспериментирование со льдом : наблюдение за таянием сосулек, изучение процесса замерзания воды. Игры-эксперименты : лепка снеговиков, рисование на снегу, создание ёлочных украшений или бус из льдинок, заливание горки для кукол.

-«Песок» Экспериментирование с сухим песком : просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей, создание цветного песка (раскрашивание). Игры-эксперименты с влажным песком : лепка руками песочных пирожков, изготовление куличей при помощи формочек и ведёрок, выкапывание пещер и тоннелей. Действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.

-«Воздух» Моделирование явлений: создание вихря при помощи кусочков бумаги и воздушной струи, бурунов в стакане с водой. Опыты по определению силы и направления ветра: наблюдения на улице с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, флажками, ветряной мельничкой. Экспериментирование по созданию мыльной пены, мыльных пузырей.

-«Объекты растительного мира» Эксперименты с проращиванием семян, посадкой луковицы. Наблюдения за распусканием почек или бутонов на ветке дерева, окрашиванием белых цветов при погружении в цветную воду.

-«Ткани» Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся.

-«Свет и тень» Игры-эксперименты с солнечными зайчиками, разноцветными линзами, элементами театра теней. Экспериментирование с солнечным светом : изучение способности солнечных лучей нагревать поверхность предметов, способствовать активному росту растений.

-«Магнит» Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

-«Опыты-фокусы» Во второй младшей группы эти опыты демонстрируются педагогом, некоторые из них могут повторить после просмотра воспитанники при соблюдении техники безопасности и под контролем взрослого.

-«Воздушный шарик и апельсин» : над шариком из апельсиновой цедры выжимается капля сока, шарик лопается.

-«Невидимые чернила» : лимонный сок и вода смешиваются из соотношения 1:1, ватная палочка смачивается в разведённом соке и ею на белом листе бумаге создаётся надпись или рисунок, которые не видны; когда бумага высохнет, её нагревают около электрической лампы, написанное становится видимым.

-«Лава в стакане» : стакан на 3/4 заполняется свекольным соком и на 1/4 растительным маслом; когда масло поднимется к поверхности, в стакан опускают шипучую таблетку.

-«Торнадо в бутылке» : пластиковая бутылка заполняется жидкостью на 2/3 и плотно соединяется со второй пустой бутылкой; круговыми движениями бутылку вращают и наблюдают за образованием торнадо.

-«Яйцо в бутылке» : горлышко стеклянной бутылки смазывают подсолнечным маслом и бросают в неё горящие кусочки бумаги; пока бумага горит, на горлышко бутылки кладётся сваренное вкрутую яйцо; когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

3. Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ.

Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят : здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.

Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.

Материальная база опытно-экспериментального центра : природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки; другие материалы: образцы тканей, бумаги; игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы; сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы; медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля; вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри; фартуки, косынки, нарукавники. Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль, красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация для воспитателей «Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников» Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". Ребёнок растёт, и он начинает.

Пальчиковые игры как средство развития интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников Одна из задач Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Программа самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Программа самообразования на 2018-2019г. воспитателя Иткиной Ирины Владимировны Тема: «Проектная.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Экспериментирование как средство познавательной деятельности у детей дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познавательной деятельности у детей дошкольного возраста Я работаю воспитателем в детском саду с 2008 года, всегда очень интересно наблюдать как дети познаю что то новое и радуются этому. В нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 16:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Ерохова (УИ 1551507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД