valentina daruschina
Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
1. Актуальность темы. В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки : дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности и начальным формам абстракции, обобщение, умозаключения. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование. За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.
Публикация «Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
2. Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ном направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко - обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
3. Цели и задачи экспериментирования.
* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.
4. Виды экспериментирования (или темы).
1. Экспериментирование с водой :
* вода прозрачная
* у воды нет вкуса
* у воды нет запаха
* лед – твердая вода
* пар – это тоже вода
* вода – жидкая, может течь
* растворение в воде различных веществ
* вода не имеет формы
* лед легче воды
* вода смягчает и очищает предметы и т. д.
2. Воздух.
* пузырьки воздуха
* ветер – это движение воздуха
* воздух – невидимка
* воздух при нагревании расширяется
* воздух занимает место и т. д.
3. Что у нас под ногами.
* сыпучий песок
* песок может двигаться
* свойства мокрого песка
* песочные часы
* свойства песка и глины и т. д.
4. Солнце.
* солнечные зайчики
* испарение воды на солнце и в тени
* солнце способно разогревать предметы и даже зажигать их и т. д.
5. Металлы.
* свойства магнитов
* металлы тяжелее воды
* звучащая монета и т. д.
6. План экспериментальной деятельности на год. (подготовительная группа)
Месяц
Тема Содержание экспериментальной деятельности.
1. сентябрь
«Песок» Знакомство со свойствами песка сравнение песка с речными камнями.
Беседа: «Кому нужен песок для жизни?»
2. октябрь
«Камни» Рассматривание камней, сравнение их по форме, цвету, размеру, весу, гладкости.
3. ноябрь
«Глина» Знакомство со свойствами глины, сравнение ее с песком.
Беседа: «Как люди используют глину».
4. декабрь
«Снег» Опыты и наблюдения со снегом, его свойствами. Лепка снежных фигур на прогулке.
Беседа: «Для чего нужен снег?»
5. январь
«Вода» Опыты и наблюдения с водой, изготовление цветных льдинок.
Беседа: «Для чего нужна вода?»
6. февраль
«Воздух» Опыт и эксперименты с воздухом и его свойствами.
Беседа: «Для чего нужен воздух?»
7. март
«Почва» Посадка растений.
Состав почвы. Значение почвы для человека.
8. апрель
«Магнит» Опыты с магнитами.
Значение магнитов в жизни человека.
9. май
«Дерево и металл» Сравнение деревянных и металлических изделий.
Значение их в жизни человека.
7. Меры безопасности при проведении опытов.
Надо помнить: все проводимые эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными; недопустимы действия могущие повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребенка; педагог не имеет право заставлять ребенка проводить действие, которые ему неприятны независимо от причин, вызвавших это неприятие. Эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Если ребенку неинтересно, прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-тонеправильно.
Литература по экспериментированию.
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
2. «Воспитатель ДОУ». №12,2010 г.
3. «Воспитатель ДОУ». №7, 2010 г.
4. А. И. Иванова «естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Журнал «Дошкольного воспитания». №8, 2006 г.