Папки-передвижки

Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

valentina daruschina
Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

1. Актуальность темы. В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки : дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности и начальным формам абстракции, обобщение, умозаключения. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование. За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.

Публикация «Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

2. Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ном направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко - обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

3. Цели и задачи экспериментирования.

* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.

4. Виды экспериментирования (или темы).

1. Экспериментирование с водой :

* вода прозрачная

* у воды нет вкуса

* у воды нет запаха

* лед – твердая вода

* пар – это тоже вода

* вода – жидкая, может течь

* растворение в воде различных веществ

* вода не имеет формы

* лед легче воды

* вода смягчает и очищает предметы и т. д.

2. Воздух.

* пузырьки воздуха

* ветер – это движение воздуха

* воздух – невидимка

* воздух при нагревании расширяется

* воздух занимает место и т. д.

3. Что у нас под ногами.

* сыпучий песок

* песок может двигаться

* свойства мокрого песка

* песочные часы

* свойства песка и глины и т. д.

4. Солнце.

* солнечные зайчики

* испарение воды на солнце и в тени

* солнце способно разогревать предметы и даже зажигать их и т. д.

5. Металлы.

* свойства магнитов

* металлы тяжелее воды

* звучащая монета и т. д.

6. План экспериментальной деятельности на год. (подготовительная группа)

Месяц

Тема Содержание экспериментальной деятельности.

1. сентябрь

«Песок» Знакомство со свойствами песка сравнение песка с речными камнями.

Беседа: «Кому нужен песок для жизни?»

2. октябрь

«Камни» Рассматривание камней, сравнение их по форме, цвету, размеру, весу, гладкости.

3. ноябрь

«Глина» Знакомство со свойствами глины, сравнение ее с песком.

Беседа: «Как люди используют глину».

4. декабрь

«Снег» Опыты и наблюдения со снегом, его свойствами. Лепка снежных фигур на прогулке.

Беседа: «Для чего нужен снег?»

5. январь

«Вода» Опыты и наблюдения с водой, изготовление цветных льдинок.

Беседа: «Для чего нужна вода?»

6. февраль

«Воздух» Опыт и эксперименты с воздухом и его свойствами.

Беседа: «Для чего нужен воздух?»

7. март

«Почва» Посадка растений.

Состав почвы. Значение почвы для человека.

8. апрель

«Магнит» Опыты с магнитами.

Значение магнитов в жизни человека.

9. май

«Дерево и металл» Сравнение деревянных и металлических изделий.

Значение их в жизни человека.

7. Меры безопасности при проведении опытов.

Надо помнить: все проводимые эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными; недопустимы действия могущие повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребенка; педагог не имеет право заставлять ребенка проводить действие, которые ему неприятны независимо от причин, вызвавших это неприятие. Эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Если ребенку неинтересно, прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-тонеправильно.

Литература по экспериментированию.

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

2. «Воспитатель ДОУ». №12,2010 г.

3. «Воспитатель ДОУ». №7, 2010 г.

4. А. И. Иванова «естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Журнал «Дошкольного воспитания». №8, 2006 г.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Рисование ладошками «Весна пришла»Рисование ладошками «Весна пришла» Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 23 сентября 2012 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем valentina daruschina в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД