Юлия Байрузова
Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности в младшей группе.
Дети – самые неутомимые исследователи. Они находятся в постоянном поиске истины и неукротимы в способах эту истину достичь. Исторически человек пытался понять способы устройства окружающего мира, а затем передать эти знания следующему поколению. В этом и заключается одно из отличий человека от животного.
Публикация «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности в младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ребенку необходимо исследовать окружающее пространство, это заложено в его инстинктах, и задача взрослого – этот интерес поддержать, и организовать, cделав в случае необходимости, безопасным.
Дети в возрасте 3-4 года переживают кризис 3 лет. Ребенок стремится сам найти объект исследования и удовлетворить свою любознательность.
Взрослому необходимо уяснить, что знания, что дается ребенку через книгу и рисунки не сравнятся с опытом, что он получит через опыт, экспериментирование, игру или общение. Современная педагогическая цель- создание условий для развития каждого ребенка. Поэтому сейчас детский садик и школа отходят от привычной модели передачи знаний – от учителя к ученику, воспитаннику и переходит к новой модели- добудь знания сам.
ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления.
Почему так важно экспериментирование для детей?
Эксперимент позволяет детям прикоснуться в объектам, взаимодействовать с ними, делать собственные выводы. Кроме того, экспериментирование воспитывает усидчивость, внимательность, способность понимать поставленную задачу или вопрос и давать на него ответ. Правильно сделанные выводы повышают самооценку ребенка и его веру в себя.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях.
Экспериме нт (от лат. experimentum — проба) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории.
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учё том возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:
младшая группа — 15 минут;
средняя группа — 20 минут;
старшая группа — 25 минут;
подготовительная группа — 30 минут.
Для обеспечения экспериментального вида деятельности в группе должна быть подходящая среда. Предметно –развивающая среда должна быть доступной, безопасной, соответствующей возрасту и росту детей в группе.
Кроме того, в группе должна быть картотека опытов и схем проведения опытов. И конечно же, обязательным условием является наличие оборудования. Центр экспериментирования должен находиться вдалеке от центра подвижных игр.
Большой минус проведения опытов или экспериментов – возникающая опасность для маленького исследователя. Ребенок может выпить воду, в опытах с водой, может засунуть мелкий предмет в нос или рот, и многое другое. Поэтому взрослому необходимо все время держать маленьких исследователей в поле зрения и контролировать процесс.
Отдельно хочется сказать о экспериментирование на таком режимном моменте, как прогулка. Эта деятельность может запланированной или спонтанной. Спонтанная деятельность может возникнуть под инициативой детей. Дети сталкиваются с ситуацией, у них возникают вопросы, а задача педагога- поддержать и направить эту инициативу. После эксперимента следует выслушать выводы детей.
Структуру деятельности можно представить следующим образом.
Целеполагание (узнать….)
Выбор объекта наблюдения (на что смотреть)
Процесс наблюдения (я вижу.)
Фиксация результатов наблюдения (что я узнал)
Выводы, подведение итогов
Организация работы может осуществляться по следующим направлениям:
1. живая природа
2. неживая природа
3. физические явления
4. человек
5. рукотворный мир -результат деятельности человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование – важнейшая часть образования детей, которая может полностью соответствовать целям ФГОС, при наличии нужного оборудования и контролем со стороны взрослого.