Людмила Ивановна
Экспериментально познавательная деятельность «Из чего состоит земля?»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Приморского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
НА ТЕМУ:
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗЕМЛЯ?»
Образовательная область «Познание».
с использованием современной образовательной технологии: исследовательская деятельность.
Разработчик:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Сысоева Людмила Ивановна
2016
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах земли.
Программное содержание:
• Познакомить детей с составом земли.
• Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
• Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
• Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
• Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
Материал: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.
ХОД:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Ребята, о чём говорится в этой загадке?
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут –
Я всё терплю
И всем добром плачу. (земля)
Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? (дети высказывают свои предположения)
Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт 1: «Что это такое?»
У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (дети высказывают свои предположения)
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя эксперименты.
Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)
А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами)
Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»
Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко. Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле? (дети высказывают свои предположения)
Вывод: В земле содержится вода.
Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой. Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)
Капните воду сверху в отверстие трубочки.
Что увидели? (земля пропускает воду вниз)
Вывод: Земля смачивается водой.
Физкультминутка:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.
Опыт 4: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.
Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется.
Опыт 5: «Определение перегноя»
Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем. Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах)
А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею.
Что наблюдаем?
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.
Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»
Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.
Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.
Какие они? (песок рыхлый, глина твёрдая)
Теперь капните в них немного воды.
Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду)
Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?
Вывод: Глина и песок разные по свойствам.
Игры с песком
А сейчас давайте поиграем с песком. Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук.
Воспитатель благодарит детей за старания.