Мелентович Людмила Георгиевна
Экспериментально-исследовательский проект «Вулканы — чудо природы» (для детей подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Существует много чудес на Земле. Многие природные явления загадочны, и очень интересны, и необычны. Дети с родителями ездят отдыхать, с удовольствием рассказывают в группе об увиденном, и услышанном, стали рассказывать легенды, в том числе об извержении вулкана. Нам стало интересно это явление природы. Я решила вместе с детьми более подробно узнать об удивительном и одновременно страшном природном явлении, поражающем воображение человека - вулкан.
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Вулканы — чудо природы“ (для детей подготовительной группы)» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи детей, их мышления. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса. Воспитательный процесс станет результативен только тогда, когда родители будут принимать активное участие в этой работе. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка.
Объект проектной деятельности : вулканы.
Предмет проектной деятельности : использование знаний о вулканах в предметно-исследовательской деятельности.
Цель проекта : формирование представления о вулкане, как о явлении природы.
Задачи проекта :
-сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе
-помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;
-активизировать в речи детей слова : очаг, магма, жерло, кратер, лава;
-развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
-поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Гипотеза: Возможно, вулкан – это страшный дракон, живущий под землёй, который время от времени просыпается и пускает пламя из своей пасти.
Тип проекта : экспериментально-исследовательский, кратковременный (с16.07.2019 по 30.07.2019).
Ресурсы: Компьютер, картинки с изображением вулканов, энциклопедии, пластилин, бросовый материал для изготовления основы вулкана, смесь для изготовления извержения вулкана. Цветная бумага картон для изготовления лэпбука.
Участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы, воспитатель.
Этапы проекта :
1. Сбор информации: чтение детской энциклопедий, беседы, рассматривание иллюстрации с различными вулканами.
2. Просмотор видеофильма «Самые большие вулканы».
3. Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о вулканах.
4. Исследовательская деятельность: эксперименты.
5. Изготовление макета вулкана.
6. Изготовление лэпбука «Вулканы».
7. Презентация.
Ожидаемый/ полученный результат: Дошкольники узнали, что вулкан — это дыра в земной коре. При извержении вулкана из недр Земли на поверхность через эту дыру извергаются очень горячие расплавленные горные породы. Действующие вулканы часто проявляют свою активность. Спящие вулканы – в будущем могут стать действующими. Потухшим называется вулкан, жизнедеятельность которого прекратилась навсегда. Мы узнали, что вулкан состоит из горных пород, магмы, жерла и кратера, откуда выходит магма, образуя лаву. Взрыв происходит из-за скопления газов.
С помощью бросового материала и пластилина создали макет вулкана, и приготовил смесь для изготовления извержения вулкана с использованием пищевой соды, гуаши красного цвета, моющей жидкости и яблочного уксуса.
Конечный продукт проекта : в ходе исследовательской деятельности наша гипотеза не подтвердилась. Вулкан -это не страшный дракон, живущий под землёй, который время от времени просыпается и пускает пламя из своей пасти.
Дети узнали, что газ выталкивает магму через жерла вулкана при движении земной коры. Никто не может влиять на извержение вулкана и остановить его. Дети вмести с воспитателем и родителями изготовили лэпбук «Вулканы».
Практическая значимость исследований: Использование полученных знаний в различных видах деятельности детей : игровой, познавательной, исследовательской. Например, игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.
Литература:
1. Куликовская. И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.
3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Интернет - источники: https://www.youtube.com/watch?v=ZrJcBjugGBE