Лидия Семенова
Экспериментально-исследовательский проект «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для младшей группы детского сада
Подготовила и провела
Воспитатель Л. М. Семенова
2018г
Длительность: краткосрочный
Тип проекта: познавательно-поисковый, экспериментальный
Участники: дети второй младшей группы, их родители, воспитатель Л. М. Семенова, младший воспитатель группы В. М. Семенова.
Цель проекта:
Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности с помощью экспериментов;
Знакомить детей со свойствами воды;
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Развивать социально — эмоциональную и познавательную сферы детей;
Задачи проекта:
Расширять представления детей о свойствах воды;
Формировать представления о значении воды в жизни человека, обогащать и активизировать словарь;
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Выбор проблемы (Актуальность).
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе «Звездочка» детского сада «Теремок» был проведен проект «Вода - волшебница» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и в данном возрасте её можно и нужно исследовать.
Обратившись к данной теме, мы хотим, чтобы наши воспитанники поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. - М. Мозаика-Синтез, 2017. -64с.
Т. В. Гулидова авт-сост. Проектная деятельность в деском саду: организация проектирования, конспекты проектов. - Волгоград: Учитель. -135с.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2018.-192с.
Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.-80с.
Ожидаемые результаты.
Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.
Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.
Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Воспитание бережного отношения к воде.
Этапы проекта
Этап 1. Подготовительный
Воспитатели:
1. Создать предметно-развивающую среду по теме
2. Организовать работу с родителями
3. Составить план проекта, разработать конспектов ООД по теме
4. Осуществить подборку методического и дидактического материала по теме (Изготовление дидактических игр и пособий, атрибутики для развлечений)
5. Информировать родителей о проекте, дать им необходимые задания:
- Дома совместно с детьми изготовить поделку «Капитошка»
- Подобрать фотографии детей, на которых они участвуют в деятельности, связанной с водой (Приготовление супа, стирка, мытье посуды, плавание в бассейне и т. д.)
Этап 2. Основной (практический)
Самообслуживание
Чтение произведений, беседы по теме, наблюдения в группе, на прогулке
Проведение экспериментов с водой
Рассматривание иллюстраций по теме
Игры – развлечения, дидактические игры
Труд в природе (посадка лука, цветов)
Совместное творчество
Этап 3. Заключительный
Выставка совместных с родителями поделок «Капитошка»
Фотоколлаж «Водичка-водичка»
Подведение итогов.
Содержание проекта и интеграция образовательных областей.
Виды деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Прогулки на территории детского сада,наблюдение за погодой (почему идет снег, за снегом на ладошке и на земле.
Наблюдение в группе:наблюдение за младшим воспитателем во время мытья посуды
Дидактические игры: развлечение «Чистые ладошки»,«Профессии»," Кто как купается»
Речевое развитие
Беседы «Для чего нужна вода»,«Надо, надо умываться!», «Какая бывает вода»
«Кто живет в воде».
Рассматривание иллюстраций: «Дети в бассейне», «Мы купаемся в реке», «Да здравствует мыло душистое!»; загадки о воде.
Двигательная (физическая) деятельность
Физкультминутки и подвижные игры:«Умывалочка», «На водопой»,«Поливальная машина»,«Речка», «Догони мыльный пузырь»,Игра-забава «Про маленькую капельку»
Художественно-эстетическое развитие
Конструирование Поделка «Капитошка» (с родителями)
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» К. Чуковский, «Живая вода» сказка
«Гном» И. Токмакова, «Что такое хорошо» В. Маяковский, Потешки.
Познавательное развитие
Труд в природе: посадка лука на зелень, луковиц цветов, семян цветов.
Самообслуживание: учимся умываться и мыть руки, экономя воду.
Экспериментальная деятельность: «Прятки» (входит пять экспериментов); развлечение «Веселая рыбалка».
Работа с родителями
Консультации: «Вода - ты жизнь», «Экологическое воспитание детей»
Итоги проекта
Дети были удивлены и поражены полученными знаниями о воде.
Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы. Объединил родителей и детей в интересных познавательных занятиях:
- участие в составлении фотоколлажа «Водичка-водичка»
-создание совместной игрушки «Капитошка»
Проект доставил детям и родителям положительные эмоции.
Приложение 1.
Наблюдение на прогулках.
Наблюдение за снегом. Цель: продолжить формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый, дать представление детям о состояниях воды.
Ход наблюдения. Беседа по вопросам: Какого цвета снежинки? У кого шубка (куртка) такого цвета? Посмотрите, какого цвета зимушка - зима?
Какой на ощупь снег? Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке?
Наблюдение за облаками. Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы. Ход наблюдения. Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя.
Наблюдение в группе.
Младший воспитатель моет посуду.
Цель: воспитывать уважение к труду младшего воспитателя, укреплять знания о пользе воды.
Приложение 2.
Дидактические игры.
Дид. игра-развлечение «Чистые ладошки»
Цель: закрепить умения детей тщательно мыть руки, актуализировать знания о том, что вода нужна для того, чтобы быть чистыми.
Ход игры. Мокрые после мытья ладошки и приложить на белое полотенце: если ручки грязные то на полотенце непременно останутся следы, а если ручки чистые то и полотенце остается чистым, т. е на нём не остаётся следов грязных рук. Что бы ручки у детей были чистыми, нужно обязательно их мыть водой.
Дети делают вывод: Вода нужна человеку для умывания, что бы быть чистыми и не болеть.
Дид. игра «Профессии»
Цель: закрепить знания детей о профессиях; совершенствовать диалогическую речь; развивать логику и внимание.
Ход игры. Раздать детям карточки из дидактической игры «Профессии» (повар, пожарный, строитель, художник). Вспомнить, кому что нужно для работы. Задать вопрос: пользуются ли водой представители каждой из изученных профессий. Выслушать ответы детей.
Дид. игра «Кто как купается»
Цель: Уточнить знания детей о воде, о животных, о том, как они купаются. Развивать логику, учить описывать предмет, не видя его.
В «Волшебном мешочке» фигурки животных (кошка, собака, курица, гусь, утка, свинья).
Ход игры. Беседа с детьми, о том, что нужно умываться по утрам и мыться в ванне. Задаем вопросы: любят ли дети умываться, где больше нравится мыться (в душе, в ванне). Потом несколько детей достают из «Волшебного мешочка» фигуры животных (желательно описывать на ощупь). Ребенок называет животное и рассказывает, где и как оно купается.
Приложение 3.
Беседы.
«Для чего нужна вода»
Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на Земле.
Показать значение воды для всего живого;
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов;
Прививать навыки экономного расходования воды;
Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
«Надо, надо умываться!»
Цель: формировать навыки здорового образа жизни, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Закрепить знания детей об умывании, о предметах личной гигиены, желание быть всегда чистыми и красивыми, опрятными и аккуратными.
Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению.
«Какая бывает вода»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, с состояниями воды.
Вызвать интерес к экологии.
Развивать познавательную активность детей.
«Кто живет в воде»
Цель: познакомить детей с обитателями водоемов, аквариума.
Развивать интерес к животному миру, уточнять знания о воде. Активизировать познавательную активность детей, развивать фантазию.
Приложение 4.
Рассматривание иллюстраций.
«Мы купаемся в реке»
«Да здравствует мыло душистое!»
«Дети в бассейне»
Приложение 5.
Загадки о воде.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Приложение 6.
Физкультминутки и подвижные игры.
«Умывалочка»
«На водопой»
«Поливальная машина»
«Речка»
«Догони мыльный пузырь»
Цель. Приучать, взявшись за руки, образовывать круг, постепенно сужать и расширять его.
Материал: Мыльные пузыри промышленные.
Ход игры. Дети сидят на коврике. Воспитатель показывает им, как пускают мыльные пузыри. Малыши видят, как пузырь растет, увеличивается и лопается («Пуф!»). Дети самостоятельно пробуют попускать пузыри.
Можно прочитать стихотворение Е. Фарджена «Мыльные пузыри»:
Осторожно, пузыри!
Ой, какие! Ой, смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Мой со сливу! Мой с орех!
Мой не лопнул дольше всех!
Детям предлагают всем вместе изобразить такой мыльный пузырь. Малыши встают в круг, берутся за руки и идут к центру (пузырь уменьшается); потом пузырь начинает расти — дети, пятясь, отступают назад, расширяют круг. Когда руки малышей уже совсем вытянутся, воспитатель произносит: «Пуф!» - пузырь лопается; дети приседают на корточки и тихонько шипят: «Ш-ш-ш». Игра повторяется несколько раз.
Игра-забава «Про маленькую капельку».
Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о состояниях воды. Создать хорошее настроение.
Ход игры. Дети превратились в капельки воды и попытались повторить весь путь воды: побывали в тучке, спустились на землю с дождем, пожурчали в ручейке, протекли по широкой реке, покачались на волнах моря, а потом нас припекло солнышко и мы опять вернулись на небо к маме-тучке.
Материалы: ободки на головы с капелькой воды, воспитателю с «тучкой», плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации: ручей, река, море, дождь, солнышко, пар, туча.
Приложение 7.
Потешки.
Приложение 8.
Труд в природе.
Посадка лука, луковиц цветов.
Цель: дать представление детям, что в воде так же нуждаются растения, потому что без воды он погибнут.
Посадка луковиц тюльпанов, наблюдение за ними.
Посадка репчатого лука.
Оформление экологического уголка. Уход за гиацинтом, наблюдение (при регулярном поливе он подрос и распустился).
Приложение 9.
Самообслуживание.
Цель: учить умываться и мыть руки, экономя воду.
Приложение 10.
Экспериментальная деятельность «Прятки»
Цель. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя. Углублять знания свойств и качеств воды; подвести детей к пониманию свойств воды; развивать любознательность.
Первый эксперимент. В стаканчик с прозрачной водой дети опускают кисточку. Почему кисточку видно? Вода прозрачная.
Второй эксперимент. Дети опускают кисточку в подкрашенную воду. Что происходит? Кисточки не видно. Вода подкрашена, непрозрачная.
Третий эксперимент. В стаканах с водой растворяем соль и сахар.
Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны, а в непрозрачной предметы не видны. Вода прозрачная, она не имеет цвета. Сквозь каплю воды мы можем видеть руку. В воде растворяются вещества: соль, сахар, гуашь.
Четвертый эксперимент. «Вода жидкая, не имеет формы».
Цель: дать детям знания, что вода не имеет формы.
Наливаем воду в сосуды разной формы. Дети делают выводы: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.
Пятый эксперимент. «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. Нюхаем кипяченую воду в стаканах, пробуем ее через трубочки.
Развлечение «Веселая рыбалка»
Цель: закрепление знаний о том, что вода не имеет формы; создание веселого настроения у детей.
Вода налита в емкости. В них плавает деревянный предмет овальной формы. Сачком дети ловят сначала предмет, а затем пытаются поймать в сачок воду. В результате делаем выводы, что у воды нет формы, так как в сачок ее поймать нельзя. Далее запускаем в емкости пластиковых рыбок с магнитиками – дети ловят специальной удочкой (развлекательный момент).
Приложение 11.
Консультации для родителей.
Цель: рассказать родителям о пользе воды для того, чтобы они прививали детям любовь и уважение к ней.