Ольга Григорьева
Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе с использованием ИКТ «Домик для друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные цели:
• Уточнить и обогатить знание детей о Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
• Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, ломкий, легкий, твердый, качественный, надежный, крепкий и т. д.).
• Стимулировать желание для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Формировать чувство товарищества и дружбы.
Интегрированные области: социализация, познание, коммуникация, труд, чтение, музыка.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе с использованием ИКТ „Домик для друзей“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Ожидаемые результаты: дети познакомятся с некоторыми свойствами соломы, дерева, цемента, бетона. Определят существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, ломкий, легкий, твердый, качественный, надежный, крепкий и т. д.
Методы и приемы:
Наглядные: слайд-шоу, видео письмо.
Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация.
Практические действия: проведение опытов.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Три поросенка», рассмотреть солому.
Материал: «Подборка мультфильмов», презентация «Строительные материалы и виды домов»; материал для проведения игры-эксперимента : Вентилятор, солома, ветки деревьев, вода «Изготовим бетон» (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона); медицинские маски на каждого ребенка; таблица для фиксирования результатов исследований.
Ход деятельности:
Занимайте, пожалуйста, свои места, ребята. У нас сегодня необычная встреча. (дети садятся на против экрана) Может вы когда нибудь видели в передачах, когда люди далеко друг от друга, то они общаются по экрану средствами телевизионной техники, спутниковой или какой-либо другой связи. Это называется телемост. Вот и с нами на прямую связь выйдет сказочный герой.
Смотрим:
Чебурашка: Здравствуйте, ребята. Я Чебурашка игрушка из магазина, вы наверное меня не знаете. Я жил в магазине на витрине и ни кто меня не покупал. Тогда я решил убежать из магазина и найти себе друзей. Вот бы найти много друзей, так хочется сесть за большой стол и попить чайку с ними и поговорить о том, о сем. Дааа, что бы собрать друзей за столом, нужен ведь большой дом, а у меня его нет. Я даже и не знаю какой я дом хочу? Может вы ребята что нибудь посоветуете?
Вос: Не расстраивайся Чебурашка, может быть мы тебе чем нибудь поможем. Так ведь ребята? Мы можем тебе помочь построить дом. Только дома то бывают разные. А какой дом тебе подойдет незнаем. Давайте вспомним, какие бывают дома.
В: Да много красивых, замечательных домов. Только, подойдут ли они Чебурашке с друзьям? Можно проверить. Ребята, а вы хотите проверить и убедиться сами?
А результаты, отметим в таблице. Сначала вспомним, что обозначают знаки:
Цветок – яркий, красивый
Тучка – намокает, не намокает, ветер унесет, сломается
Кирпич – прочный, надежный, крепкий
В: Давайте подойдем к нашему экперементальному столу и вместе все проверим, испытаем и докажем какой же дом подойдет Чебурашке.
И как всегда, прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
В: Если мы возьмемся строить дом из соломы, что нам будет нужно (солома) А как вы думаете надежный ли будет такой дом? Почему? (ответы детей)
Опыт: Рассмотрим солому (Перед каждым ребенком миска с водой и несколько соломинок). Положить несколько соломинок в воду, намочить ее, (спросить у детей что произошло с соломой) А что может еще произойти с соломой? (ответы детей она может разлететься от ветра). А давайте проверим, возьмем солому и выложим в форме домика, а теперь подуем на него как в сказке «Три поросенка», что происходит? Ребята, ветры тоже бывают разные, бывают слабые, а бывают ураганы. А давайте попробовать подуть вентилятором… Что произошло?.(Дети делают выводы и результаты фиксируют в таблицу)
В: А если мы построим дом для Чебурашки из прутьев дерева?
Давайте рассмотрим этот вариант. Дом из прутьев будет смотреться вроде бы ни чего, да и прутья покрепче чем солома.
Опыт: намочить прутья в воде (опускаем прутья дерева в воду, прутья более прочнее и они не размокают в воде, но если их попробовать сломать? подуть своим воздухом, затем вентилятором, (дети делают выводы и фиксируют результат)
В: Да из прутьев тоже не дело. Может деревянный построим? дерево твёрдое, его можно: рубить, пилить, строгать. Деревья крепкие, могучие, дома из деревьев экологически чистые, в них очень легко дышится, но строить нужно из более взрослых деревьев. А молодые деревья нужно беречь.
А еще я вам расскажу маленький секрет. Дерево быстро горит если поджечь его. Это опасно! Дерево очень быстро воспламеняется и может быть пожар.
Физминутка:… Физкультминутка "К зайцу на новоселье"
Заяц в лес на новоселье,
Приглашает на веселье.
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес к нему пойдём сейчас,
В гости ждёт сегодня нас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
По сугробам мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям - поклонись.
(Наклониться вперед)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
Молодцы, ребята! Много чего знаете. А вы знаете еще из какого материала люди строят дома?
Люди давно научились строить возводить самые разнообразные дома из различных материалов. Вот сейчас мы с вами это увидим.
(Презентация «Строительные материалы и виды домов») (Это бревна – дом бревенчатый, это кирпичи – дом кирпичный, и т. д.)
- А это – панели. Из них тоже можно строить дома. Как называется дом из панелей? (панельный). А кто знает, из какого материала делают панели? Панели делают из бетона. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный. (Дети повторяют). Как вы думаете, из бетона какие получаются дома? (Крепкие, надежные).
- Думаю, чебурашке и вам ребята, будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал.
Проводится игра-эксперимент «Изготовим бетон».
- Подойдем к столу, наденем маски, фартуки, рассмотрим, что у нас тут есть. С какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду).
-А это – цемент. Посмотрите на него, он сыпучий, сухой, как и песок. Давайте повторим название цемент. Перед вами в посудах материал который нам пригодится для получения бетона. Мы с вами смешаем их нальем в сыпучий цемент воды, добавим песок и размешаем. Получаем цемент, жидкий бетон, теперь его разливаем в формочки.
(Дети смешивают песок, цемент и воду и разливают в формочки).
- Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов нужно много плит, их делают на бетонном заводе.
(воспитатель меняет формочки на готовые плитки бетона и показывает что получается, когда цемент застывает.)
Игра «Назови свойства». Мы будем передавать по кругу бетонную плитку, и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т. д.).
С нами на связь опять выходит Чебурашка:
Чебурашка: Молодцы ребята! Много интересного я узнал сегодня. Все свойств бетона назвали, и я теперь знаю, из какого материала нужно построить домик для друзей, чтобы он был прочным и надежным. А вы ребята мне поможете, я на вас рассчитываю. Не прощаюсь, а до всречи.
Итог занятия. В. Что больше всего понравилось? что узнали нового?