Валентина Шаманова
Экспериментальная педагогическая работа «Дерево «Добрых Дел» (нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Добро. доброе дело
.
Что же такое делать добро, доброе дело?
Для взрослых это понятие имеет определенный смысл: кому-то помочь материально, кому-то морально, кому-то физически, кому-то просто не навредить, а кто-то нуждается в дружеском совете.
А как объяснить это детям, как воспитать у них желание делать добро, сделать это привычкой? Как сделать эту работу ненавязчивой, каждодневной и очень наглядной?
Публикация «Экспериментальная педагогическая работа „Дерево „Добрых Дел“ (нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деревья и кустарники
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Нужно учить детей сопереживать, выручать товарищей, воспитывать чувство отзывчивости, чувство ответственности не только за свои поступки, но и за поступки других детей, когда речь идет об общем деле.
В лучшем случае всегда найдется один ребенок из группы детей, который будет переживать за то, кто-то незаслуженно обидел другого ребенка, за то, что он сам в чем-то провинился, за то, как пройдет утренник в детском саду.
Но чаще всего мы наблюдаем иную картину. Ребенок совершает «доброе дело» за похвалу или вознаграждение от взрослого. Со временем такой ребенок и уже маловероятно, что он будет обладать высокими моральными качествами, что он будет порядочным человеком.
Для реализации этих целей была проведена экспериментальная педагогическая работа «Дерево «Добрых Дел».
Данная работа по формированию нравственных качеств и самооценки, самовоспитания, самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической работе «Дерева «Добрых Дел»выделялось два направления:
1. формирование нравственных качеств, эмпатии;
2. выработка самоконтроля и самооценки детьми своей деятельности.
1-ое направление.
Цель: формирование эмпатии и других нравственных качеств.
Анализируя проблемы агрессивного поведения детей, можно выделить как фактор, контролирующий агрессию — формирование эмпатии. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания личности и закладываются уже в дошкольном возрасте.
Ребенок, который понимает чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь ребенку, попавшему в трудную ситуацию, как правило, не проявляет враждебность и агрессивность.
В. А. Сухомлинский писал: «Глухой к другим людям — остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков.».
В процессе работы мы всегда старались направлять все усилия, чтобы
расширить и углубить представление детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;
раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
формировать целостное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Предварительная работа.
Для формирования этих качеств вне занятий были проведены беседы на тему дружбы «Друг в беде не бросит», «Друг заболел».
Обсуждали с детьми проблемные ситуации, делали выводы:
Другу всегда нужно помогать, друга всегда нужно выручать;
нужно научиться самому видеть, кому необходима помощь.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда приятны и полезны людям.
Нужно поступать с людьми так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Товарищу надо помогать, а не ждать, когда тебя за это похвалят.
Чтобы понять другого человека — надо встать на его место.
2-ое направление.
Цель: выработать самостоятельный контроль и оценку своей деятельности.
У детей дошкольного возраста, в том числе и старшего дошкольного возраста, преобладает игровая деятельность. Но, именно, еще в детском саду необходимо сформировать качества,
необходимые для обучения в школе:
самостоятельность
самоутверждение
самообучение
самооценка
самоконтроль
самовоспитание
Предварительная работа.
Вне занятий проведена беседа «Учись себя оценивать».
Цель:
развивать у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами;
воспитывать анализировать поведение сверстников доброжелательно;
развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками.
Используя личный опыт, дети рассказывали, когда их называли «умниками» и за что.
Можно ли назвать другого ребенка «дураком»? Дети отвечали. Что это некрасиво и невежливо, ребенок поступил некрасиво и глупо.
Дети играли в игры «Смешилки» (побеждает тот, кто засмеется последним, «Терпелки», «Молчанка».
В результате беседы и проведенных игр дети проводили самоанализ, самоконтроль, самооценка и т. д.
Для реализации этих целей и задач возникла необходимость изготовить «Дерево «Добрых Дел». С посильной помощью детей было сделано объемное дерево с использованием искусственных листьев.
ПРИНЦИП РАБОТЫ «ДЕРЕВА»
Для каждого ребенка была сделана ветка с именем; за доброе дело, поступок на ветку помещалось яблоко.
Если просто похвалить ребенка, он воспримет похвалу, как нечто абстрактное, т. к. в дошкольном возрасте превалирует конкретное мышление. Похвалу нельзя увидеть. Для этого оценка выражена не только похвалой, но и наглядным предметом, в данном случае — яблочком, которое не будет собственностью ребенка, а обозначением количественной оценки его поведения, качественной же оценкой будет являться последующий анализ своей деятельности каждым ребенком.
Это являлось элементом наглядности, у детей появились примеры, это заставляло детей тянуться за тем ребенком, у которого больше яблок, т. е. больше добрых дел и поступков.
- Появились разговоры, размышления о том, какое дело является добрым,, как добиться, чтобы яблок стало больше, т. е. дети анализировали свои поступки.
Выяснили, что хорошо заниматься, хорошо сидеть за столом, правильно кушать, быстро и аккуратно одеваться — это обязанность каждого дошкольника.
- Расширился круг определений, что такое хорошо. Например, помочь другу застегнуть пуговицу — это хорошо. А смеяться, если другой ребенок упал — плохо, а предложить свою помощь взрослым или другому ребенку — это здорово. Договорились с детьми, что добрым делом будет считаться хорошее поведение и выступление на утреннике, т. е. не подвести группу. Добрые дела оцениваются одним яблочком, а участие в утреннике - два яблочка.
Дети считали яблочки, решали простейшие задачки.
- Дети старались осознанно противостоять злу, радоваться за успехи другого ребенка.
Цель «Дерева «Добрых дел»: формирование отзывчивости, сопереживанию, взаимопомощи, взаимовыручки.
Образовательные задачи:
• Совершенствовать умение диалогической и монологических форм речи;
• Расширять активный словарь;
• Развивать память, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, закреплять счет, решать несложные математические задачи.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к людям;
• Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
• Воспитывать такие качества как сочувствие, отзывчивость, умение любить окружающих людей.
В результате «работы» «Дерева «Добрых дел» у детей были сформировано сопереживание, добродушие, самооценка, самоконтроль и другие нравственные качества.
Приведу пример: накануне новогоднего утренника заболевает Даша, играющая роль Бабы Яги, просит маму перенести утренник, ведь никто не успеет выучить роль. «Как же быть, ведь я же всех нечаянно подвела».
Максим и Федор аккуратно выполнили все поручения. Владик приготовил доклад о динозаврах, т. к. надо выступить с докладом перед детьми другой группы. (Ранее был безразличен к таким заданиям.
В заключение хочется сказать, что в процессе воспитательной работы по формированию нравственных качеств, а также самостоятельности, самоконтроля, самооценки и других качеств (т. е. качеств с приставкой САМ, был заложен базисный уровень, и я, надеюсь будет развиваться и закрепляться родителями и педагогами в школе.