Анна Витюк
Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства камней»
Задачи:
1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие, многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность „Свойства камней“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.
4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.
5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
6. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.
Ход занятия:
-У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).
-Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если определите, что лежит в этом сундучке. (Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежат камни. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.)
-Ну что, догадались? Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней.
-Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.
-А давайте для начала попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому-либо признаку (Думают, делят, обосновывают.)
После различных группировок, остановиться на двух группах (гладкие и шероховатые-речные и морские)
Речные камни
-Как вы думаете, где можно встретить такие камни?
Эти камни я нашла на реке, а раз нашла я их на реке, то эти камни можно назвать - …. (речные).
Что вы можете сказать про речные камни? Какие они? (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
Морские камни
А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите на камни, и скажите, чем отличаются эти камни от речных? (думают, обследуют, обосновывают) Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края? (камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные).
-Эти камни мне привезли с моря, значит, их можно назвать… (морские) Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А чем похожи речные и морские камни? (Твёрдые.)
1 опыт: «Определение твердости камня»
- Как вы думаете, камень тверже дерева?
- А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень тверже дерева.
Физминутка
- А сейчас мы с вами поиграем: разделимся на 2 команды-команда девочек и команда мальчиков.
-Под музыку необходимо собрать все камни, которые вы видете на полу. Мальчикам-речные;девочкам-морские. (играем)
- Для проведения следующего опыта, нам необходимо разделится на 2 команды (делимся, рассаживаемся за столы)
2 Опыт: «Определение легкости камня и бруска из дерева.
-Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде?
-Первой команде необходимо опустить в сосуд с водой камень. Второй команде опустить в воду деревянный брусок.
- ребята, что произошло? Какой можно сделать вывод? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)
- А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)
- Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)
- Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как?
-В моей коллекции есть и другие виды камней. Какие именно вы узнаете, отгадав загадки:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Этот очень нужный камень.
Отбивают молотками
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)
Другая загадка:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске. (Мел.)
- Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый (фото шахтера)
-Для каких целей нужен человеку каменный уголь? (Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах).
- Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.
- Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков.
Опыт № 3: «Прочность угля и мела»
- Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)
- А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)
-Как вы считаете, уголь и мел прочные? Как проверить?
-Первой команде необходимо опустить в воду кусочек угля. Второй команде кусок мела. Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите? (меняется цвет воды, растворяется)
-Как вы думаете, можно ли есть камни? А человек может питаться камнями? - Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль) (картинка кристаллов соли)
-Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи каменной соли. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия.
Опыт № 4 «Кристаллы соли»
-на каждом столе у вас лежат лупы и кристаллы соли, давайте внимательно их рассмотрим.
Подведение итогов:
- Вот сколько интересного мы узнали, рассматривая мою коллекцию.
- Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.
- На память о нашей встрече я хочу подарить вам по одному камешку из моей коллекции. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашей Родины.