Наталья Рабцевич
Экспериментальная деятельность в средней группе «Секреты зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Секреты зимы"
средний дошкольный возраст
Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Познавательное развитие:
расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность.
познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете
способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)
воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
Речевое развитие:
активизировать речь детей через познавательные вопросы.
развивать умение детей отвечать развернутыми ответами.
Социально -коммуникативное развитие:
воспитывать у детей желание помочь.
формировать доброжелательные отношения между детьми.
Физическое развитие:
развивать двигательную активность, дыхательный аппарат.
Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование: посылка Зимы, емкость со снегом, контейнеры со снегом, кубики льда, салфетки для рук, деревянные палочки, снежинки на ниточке.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом.
Ход НОД
Вводная часть
- Здравствуйте, ребята!Почтальон Печкин, принес нам посылку, от кого же она?
(читает) Эту посылку прислала Зима.
- Ребята, как вы думаете, что могла прислать Зима? (ответы детей).
- Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)
-Что чувствуешь, какой предмет?
-Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? (ответы детей…Это действительно снег!
- Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т. д.)
-На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т. д.)
-А из чего состоит снег? (ответы детей)
Основная часть
-Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию (дети и воспитатель встают, и проходят к столу)
- Рассмотрите, из чего состоит снег? (ответы детей)
-Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие)
-Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые, (воспитатель показывает на экране телевизора снежинки).
Снежинки-картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
Дыхательная гимнастика “Сдуй снежинку”
-А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.
Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.
Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?
-Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)
-Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.
- Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)
-Давайте повторим вместе…
-Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)
-Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.
-Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)
-Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)
Физминутка "Снежок "
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, (показывают круг,
очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И…сломаем (топают).
-Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)
-А во что она превратится? (она превратится в лёд)
(Воспитатель достаёт вторую емкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)
-Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замерзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.
- Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)
Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.
-Возьмите лед в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке)
-На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)
-Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)
-А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)
-А давайте попробуем и в лед опустить палочку деревянную.
Опыт 2: дети опускают палочку в лед и наблюдают.
-Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)
-Значит, какой лед? (твердый)
-Чем отличается лёд от снега? (лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)
Итог
- Ребята,про какие удивительные свойства льда и снега мы сегодня узнали?
-Понравилось вам наше занятие?
Молодцы!Спасибо за вашу внимательность.