Надежда Панкратова
Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада
Усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека имеет особое значение для развития личности дошкольника и его познавательного развития. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой играет важную роль в становлении мировидения ребенка и его личностного роста. Экспериментальная деятельность, направленная на взаимодействие с объектами живой и неживой природы, позволяет развивать познавательные способности детей. Это помогает формировать их интерес к изучению мира природы и возникновение желания сохранять природные объекты.
Публикация «Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Экологический подход в организации экспериментальной деятельности является ведущим при формировании основ экологической культуры, а также позволяет воспитывать у детей экологическую культуру, которая является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей. Экологический подход к воспитанию дошкольника предполагает решение следующих задач: - воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе и желание заботиться о растениях и животных; - формирование познавательного интереса к объектам природы и умения наблюдать за ними.
Формируя познавательную активность, обращаем внимание детей к изучению насекомых, птиц, земноводных, а также к объектам растительного мира. С помощью экологических сказок мы одухотворяем природу. Стремимся не просто показать красоту осеннего листика, но и рассказываем историю о том, как листик оторвался от дерева и полетел на юг, а потом вернулся, чтобы согреть божью коровку, которой стало холодно поздней осенью. Таким образом, у детей развивается экологическое сознание, осознание причинно-следственных связей в природе.
Следует отметить некоторые особенности при организации экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы. С объектами неживой природы проводятся опыты, в ходе которых дети могут трогать, пересыпать, изменять объекты неживой природы. С объектами живой природы подобных опытов проводить нельзя. Поэтому экспериментальная деятельность осуществляется в естественных условиях путем наблюдения, экологических игр. Есть только ограниченное количество опытов, которые можно провести с объектами живой природы, например, можно понаблюдать за муравьями, у которых на пути положили сахар и хлеб. Дети наблюдают и делают вывод о том, что едят муравьи.
При проведении опытов с живыми объектами следует соблюдать правила экологического поведения в природе. Ведь экспериментирование имеет цель формирование осознанного гуманного отношения к живой и неживой природе.
Занимательные опыты, эксперименты с объектами неживой природы («Откуда дует ветер», «Из чего состоит снег», «Почему песок лепится» и др.) побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Кроме того эксперименты с объектами живой и неживой природы обеспечат развитие двух типов детской активности :
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
В нашей практике мы соединили экспериментальную деятельность с экологическими сказками.
Для этого мы взяли сказки: "Лесные путешественники", "Мышка в лесу", "Комар и солнце", "Белочка и грибы", "Лиса и журавль". Мы включили их в сюжетно-ролевые игры. В играх дети познакомились с жизнью и повадками животных, с их внешним видом, особенностями поведения, учились наблюдать и анализировать.
Развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы будет эффективным при учете экологического подхода в воспитании детей.