Чудинова Надежда
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать +Заказ
Выступление на педагогическом совете с обобщением передового педагогического опыта работы по теме: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Воспитатель группы с нарушением зрения
МАДОУ Детский сад №16 г. Бирска РБ
Чудинова Н. А.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в проблемах со зрением у детей. В настоящее время, снижение остроты зрения достаточно распространено. Много лет работая с детьми и наблюдая воспитанников с патологией зрения (амблиапия, косоглазие, миопия, могу констатировать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, в той или иной степени, страдают многие психические процессы. Вследствие этих особенностей, дети с нарушением зрения имеют трудности в восприятии пространства, в развитии моторики, в овладении речью, в развитии процессов мышления.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы детских дошкольных учреждений.
Актуальность работы состоит в том, что в образовательном процессе экспериментирование является средством обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник с нарушением зрения познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии.
Для применения экспериментальной деятельности подобрана система
заданий по экспериментированию.
В нее входит не только подборка игр заданий, упражнений, но и создание лаборатории «Юный исследователь».
Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Затем, ставим перед детьми проблему, спрашиваем их, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.
Ребята высказывают предположения, объясняют свои догадки. Для нас очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение.
Проведение опыта, последовательность всех действий мы обязательно сопровождаем словесной инструкцией. Подводя итоги, еще раз интересуемся у детей, как получился результат и что на это повлияло. Возможно, во время наблюдения за происходящим у детей возникли новые варианты ответов. Выводы мы делаем совместно, задавая наводящие вопросы и помогая друг другу. В конце эксперимента благодарим всех за участие в исследовательской деятельности. Всегда опыты вызывают живой интерес у детей. В зависимости от имеющегося времени и устойчивости интереса, а также возраста детей можно повторить опыт несколько раз, предоставляя детям возможность совершать определенные действия самостоятельно. Для стимулирования активности детей к самостоятельной деятельности и обучению безопасной работе в лаборатории мы готовим карточки-схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность, правильность и безопасность выполнения каждого эксперимента. Для читающих детей напечатано название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитами и др. Мы знакомим детей с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.
Например, предлагали слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривали песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов_ песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем- выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное все проделывают сами.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций
Игры – эксперименты мы стараемся включать и в образовательную деятельность. Например, знакомясь с природными явлениями, через эксперимент воспитанники с нарушениями зрения могут понять, откуда берется ветер, как путешествует звук, сколько весит воздух. В непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений они измеряют объем сосудов, вес и длину предметов.
На занятиях по изобразительной деятельности – дети смешивают краски и получают другие цвета, изучают свойства бумаги, природного материала и т. д.
Таким образом, опытная деятельность не только знакомит слабовидящих дошкольников с различными свойствами веществ, дает возможность получить элементарные знания об основных физических и химических явлениях, но и помогает, через предметно практическую деятельность, развивать моторную координацию и получать недостающую из-за зрительного дефекта информацию об окружающем мире.
А также учит:
- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решать.
- Доказывать возможные решения и делать выводы.
- Применять выводы к новым данным, делать обобщения.
Список использованной литературы:
1. Лысенко, Н. В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду / Н. В. Лысенко. – Киев: РУМК, 2010. – 122 с.
2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 с.
3. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И Панов. – СПб. : Питер, 2012. – 357 с.
4. Паршукова, Н. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова// Дошкольная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 25-31.
5. Поддьяков, Н. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. – М. : НИИ школьных технологий. – 2006. – С. 51-58.
6. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 10-15.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом.»
Творческий Центр, 2004