Ирина Лупанина
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Мир, в котором мы живем, - сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира, открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Хорошо, когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, начинает вычленять простейшие закономерности и устанавливать первые взаимосвязи.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Если любознательность ребёнка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях, ощущениях и собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Рассмотрим ее основные элементы с точки зрения А. Н. Леонтьева:
• побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели);
• предмет деятельности;
• соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Однако необходимо понимать, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношения – вторичны. У детей все наоборот : отношения первичны, а информация – вторична.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок осваивает четыре основных сферы, которые его окружают: природа, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни, явления собственной жизни и деятельность.
Для того, чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, существуют различные способы познания. К ним относятся:
• действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо);
• слово, т. е. объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими, культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. Таким образом, наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желания вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность). Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Т. И. Шамова считает, что: «познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности».
Познавательное развитие - это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск 11 ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально. У дошкольников 6-7 лет познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем. В. В. Зайко трактует познавательную активность как интегративное свойство личности, порождаемое потребностями, опирающееся на устойчивый познавательный интерес и выражающийся в интенсивности изучения человеком предметов и явлений действительности с целью реализации приобретенных знаний в преобразующей деятельности. Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка. Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребё нка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации. Одним из пунктов портрета является: “Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе”.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.
Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.
Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы:
• рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
• рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
• беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Н. Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов :
• постановка проблемы;
• поиск путей решения проблемы;
• проведение наблюдения;
• обсуждение увиденных результатов;
• формулировка выводов.
Эксперименты бывают :
• индивидуальные или групповые
• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть :
• констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление,
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные показывает воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, с которым дети знакомятся заранее – и на практике, и по литературе. Осваивается техника экспериментирования, если она не знакома детям.
Предлагая детям поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даем время на обдумывание, и затем привлекаем детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаем из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т. е. оформляем, вместе с детьми, в рисунках, схемах.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды используются приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности :
• наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
• проблемная ситуация;
• “чудесная коробка” с предметами.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
• случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Во время прогулки дети увидели иней на скамейках, игровом оборудовании, деревьях, заинтересовались его происхождением, педагог дает объяснение данному явлению. К проведению экспериментов или опытов которые служат ответом на вопрос ребенка, привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, мы не отвечаем на него, а советуем ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: “А ты сам посмотри, какая птичка прилетит к кормушке за кусочком сала!”;
• сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений). Например, сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – бегонии и фикуса.
ФГОС ДО предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Так, например, предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы. Например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают детям провести исследования в домашних условиях. Кроме этого, родители оказывают помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному мероприятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей можно проводить консультации по темам, анкетирование.
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например, “Моя семья в лесу”, “Моя семья на даче”, “Наши домашние питомцы” и др.
Главным результатом познавательного развития ребенка в ДОУ является приобретение детьми навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы. Полученные в детском саду навыки станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста».
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Архипова, А. А. «К вопросу о развитии у детей познавательной активности», (научная статья).
4. Габова, И. А. «Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста», (научная статья).
5. Л. Г. Нисканен, «Интелектуальное развитие и воспитание».
6. Ермолаева, М. В. «Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников».
7. Леонтьев, А. Н. «О формировании способностей».
8. Ляшко, Т. «Игра, творчество, развитие».
9. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконин, «Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов».
10. Шашерина, Р. В. «Педагогический опыт: теория, методика, практика».
11. Эльконин, Д. Б. «Детская психология: развитие от рожден