Марина
Экспериментальная деятельность детей с тенью на летней прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей;
- формировать интерес к экспериментальной деятельности;
- вовлекать детей в экспериментальную деятельность;
- познакомить детей с таким явлением, как тень;
- развивать внимание, наблюдательность;
- учить рассказывать о своих предположениях.
Материал для проведения экспериментальной деятельности:
- выбрать для проведения экспериментальной деятельности солнечный день;
- вертикальный шест для отбрасывания тени на асфальте.
Темочки:
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Описание экспериментальной деятельности.
Загадка:
«От кого мои друзья, убежать никак нельзя!
Неотвязно в ясный день, рядом с нами бродит… (тень)».
Вопросы:
- что такое тень?
- все ли предметы отбрасывают тень?
- может ли тень перемещаться?
- всегда ли тень может быть одного размера?
Ответы ребят.
Обобщая ответы, рассказываю ребятам о том, что тень – это та область пространства, в которое не попадает свет от источника – Солнца, лампы. Солнце отбрасывает тень от всех предметов.
Предлагаю ребятам подтвердить эти утверждения экспериментальным путём.
Этапы экспериментальной деятельности:
1. Устанавливаем с ребятами на площадке участка группы вертикальный шест (мы использовали основание для детской пирамидки).
Рассматриваем с ребятами тень, которую отбрасывает на асфальт вертикальный шест.
Ребята мелом отмечают положение и длину тени.
Ребята проявляют интерес к эксперименту и между играми не забывают понаблюдать за изменениями, происходящими на нашей экспериментальной площадке.
2. Проходит ровно 1 час, и ребята отмечают, что тень от вертикального шеста переместилась.
Снова ребята мелом отмечают новое положение тени и её длину.
И опять во время самостоятельных игр ребята подходят к экспериментальной площадке и замечают даже самые незаметные изменения.
3. Проходит ещё 1 час, время – полдень, ребята с удивлением отмечают, что тень, которую отбрасывает вертикальный шест, опять переместилась.
И снова ребята мелом отмечают новое положение тени и её длину.
Во время наблюдений ребята замечают, что тень не только меняла своё положение, она становилась короче.
Рассказываю ребятам о том, что такой устанавливаемый шест – гномон, который при солнечном освещении отбрасывает тень, в древние времена был первыми примитивными часами. По длине и направлению этой тени люди определяли время дня. В течение дня тень передвигалась и изменялась её длина. В полдень тень была самая короткая.
Гномоном могут быть любые предметы. По солнечным часам можно ориентироваться только в дневное время.
Вывод.
Изменение длины тени зависит от положения Солнца над горизонтом.
В полдень Солнце находится на юге.
Длина тени от Солнца показывает направление на Север.
Чем выше Солнце, тем короче тень.
Чем ниже Солнце, тем тень длиннее.
В полдень самая короткая тень.
Игра с тенью «Повторюшка».
Ребята встают спиной к Солнцу и наблюдают за своей тенью на асфальте. Отмечают, что все их движения тень «повторяет!»
Игра проводится под проговаривание слов:
«Ты упала мне под ноги, растянулась на дороге.
И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа!»
Объясняю ребятам, что если встать к Солнцу спиной, то тень укажет на Север. Значит, сзади будет юг, справа – восток, слева – запад.
Вот такие интересные эксперименты можно проводить во время прогулки.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!