Лилия Шабрина
Экскурсия — занятие на зимнюю тему в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия – занятие на зимнюю тему в детском саду
Цель: формирование представлений о том, что зимой растения не погибают, а как бы засыпают, оставаясь живыми.
Задачи:
— уточнять признаки зимы;
— формировать представления о том, что почка растений — это маленький стебель с листьями;
— научить анализировать устный текст и соотносить его содержание с реальными объектами и процессами;
— развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Материалы и оборудование: деревья и кустарники, растущие на участке; небольшая гладко обструганная палочка; веточки деревьев, лопатки для копания снега (по количеству детей, длинные палки и карандаши (один комплект на двух детей).
Место проведения: парк, бульвар, участок детского сада или прилежащая к нему территория.
Методы образования: рассказ, беседа, дискуссия, наблюдение, исследование, игра.
Интеграция направлений развития детей: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Организация детей. Дети свободно располагаются около воспитателя и периодически расходятся по территории для проведения самостоятельных исследований.
Ход экскурсии
I. Вводная часть
Воспитатель. Ребята, сейчас зима, на улице очень холодно. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Давайте сходим в парк (на участок детского сада) и посмотрим, погибли растения и животные или нет. Одевайтесь быстрее, чтобы успеть вернуться к обеду.
II. Основная часть
Блок 1
Задачи:
— уточнять признаки зимы;
— учить вглядываться в природу.
Воспитатель. Прежде чем говорить о растениях, давайте назовем все признаки зимы. Договоримся, что каждый будет называть только одному признаку. Говорите громко, чтобы всем было слышно. (Дети выполняют просьбу воспитателя. Разговор продолжается до тех пор, пока не будет названо около 10 признаков. Обычно, назвав 4—5 признаков, дети начинают испытывать затруднения. Воспитатель активизирует их мыслительные процессы, предлагая внимательно посмотреть кругом, чтобы увидеть другие признаки. Не следует торопить детей или подсказывать им, называть признаки самому.)
Блок 2
Задача: формировать представление о том, что почки — листья, «спящие» до весны.
Воспитатель. Молодцы, много мне рассказали. Вы сказали, что деревья стоят голые, что на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я каждому дам по веточке. Рассмотрите ее и скажите, чем она отличается от палочки. (Воспитатель показывает палочку. Когда дети назовут почки, он продолжает.) Снимите варежки и раскройте почку. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.) Кто из вас понял, что такое почка? (Желательно так построить данный фрагмент экскурсии, чтобы дети сами догадались, что это туго свернутые маленькие листочки.) А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Дети могут догадаться, что чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода. Воспитатель уточняет их догадку, сравнивая чешуйки с пальто, которое человек надевает зимой.) Коля, а почему твое пальто не распахивается на ветру? (Оно застегнуто на пуговицы.) А почему не раскрываются чешуйки на ветру? (Рассмотрев чешуйки и свои слипающиеся пальцы, дети догадаются, что чешуйки склеены специальной смолой.)
Блок 3
Задача: учить видеть, что у разных растений форма и размер почек разные.
Воспитатель. Теперь новое задание. Внимательно посмотрите вокруг и по форме почек определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматривали. (Дети, рассматривая окружающие растения, находят это дерево. Желательно проводить беседу на некотором расстоянии от него, чтобы в поле зрения детей попадало несколько растений, иначе ответ на вопрос не будет включать такого необходимого компонента процесса познания, как анализ и синтез.)
Молодцы! Это дерево называется тополь. Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без листьев. Поищите, нет ли здесь другого такого же дерева. ( Этот вопрос задается в обоих случаях: если тополь есть и если его нет.) Правильно. Теперь держите другие веточки. Чем они отличаются от ветки тополя? Обращайте внимание не только на почки, но и на кору. (Ветки должны довольно значительно различаться между собой; если у тополя кора светлая, почки крупные, то у второй кора должна быть темной или белой, а почки мелкими, как у вяза, карагача, березы и т. п.) (Ответы детей.) Хорошо. Найдите это дерево около нас. Внимательно посмотрите и запомните, как оно выглядит зимой. Называется это дерево карагач. Найдите еще одно такое дерево.
Блок 4
Задача: учить различать деревья по силуэтам.
Воспитатель. Давайте сравним деревья, которые мы только что рассматривали, с березой (с любым соседним деревом). Вот она стоит перед нами. Кто может сказать, чем эти деревья отличаются друг от друга? (Ответы детей.) А теперь скажите, чем они похожи друг на друга. (Ответы детей. В том и другом случае признаков должно быть названо много. На каждый вопрос дети дают обстоятельный ответ.)
Блок 5
Задача: формировать представления о том, как растения приспособились переносить суровые условия зимы.
Воспитатель. Ребята, мы видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? (Ответы детей.) А как приспособились кустарники? (Ответы детей.) А как приспособилась трава? (Ответы детей. Скорее всего, они скажут, что трава погибла.) Вы так думаете? Давайте проверим. У нас с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до земли. (Чтобы данное наблюдение прошло успешно, воспитатель осенью примечает, где растет много злаковых трав. В этом месте накануне экскурсии он делает пробные раскопки. Как правило, под снегом обнаруживается молодая зеленая трава длиной 10—20 см, а не сохранившаяся с осени старая.) Рассмотрели траву? Сразу же забросайте яму снегом, чтобы трава не вымерзла. Снег для нее как одеяло: не пропускает к земле сильный холод. Значит, трава как растение в целом не погибло. Погибли только листики. А что осталось в почве живым? ( Ответы детей: корни, корневища, семена.)
Блок 6
Задача: уточнять роль снега для растений.
Воспитатель. Сейчас мы проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре даю рейку и карандаш. Вы будете ходить по участку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до земли, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Вот так. (Воспитатель показывает.) Один держит рейку, второй — карандаш. Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет. (Воспитатель раздает оборудование. Дети выполняют задание и возвращаются к воспитателю. У каждой пары на рейке несколько меток. Данное задание заменяет физкультминутку.)
Покажите палочки. Какой вы сделали вывод: одинакова ли глубина снега в разных местах? (Ответы детей.) Как вы думаете, где лучше сохранится трава: там, где снега много, или там, где его мало? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) А деревьям тоже полезен снег? (Ответы детей.)
Теперь скажите, какова же польза от снега. (Ответы детей. Если они назовут только защиту от холода, надо помочь им сообразить, что снег полезен и весной: если его много, будет много воды, и почки распустятся быстрее.)
III. Заключительная часть
Вариант 1
Воспитатель. Молодцы! Наша экскурсия заканчивается. Давайте решим ее основной вопрос: зимой природа погибает или только засыпает? (Ответы детей.) Даю вам задание на дом: во дворе и на улице присмотритесь к растениям и ответьте на два вопроса: как они приспособились к зимним холодам, надежно ли укрыты их корни снегом? Заметьте места, где снега много и где его мало, а весной проверьте, где будет больше травы и где почки деревьев распустятся раньше. Завтра мы обсудим оба вопроса, а сейчас пойдем домой. Назовите все деревья, которые нам встретятся по пути. (Дети, подходя к каждому новому дереву, останавливаются и называют его. Если попадается незнакомое дерево, название дает воспитатель.)
Вариант 2
Воспитатель разбивает всю группу на три звена и каждому дает свой номер: первое, второе и третье. Затем он называет подряд три дерева. Первое звено бежит к тому дереву, которое названо первым, второе — к названному вторым, третье — к названному третьим. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз порядок называния деревьев меняется. Данную игру можно провести и в середине экскурсии, если дети замерзнут.
На следующий день воспитатель, как и обещал, выясняет, что дети увидели у себя во дворе и на улице. Совместно обсуждают следующие вопросы.
• Полезно ли подсыпать снег под деревья?
• Зачем в полях, где посеян хлеб, проводят снегозадержание?
• Полезно ли утаптывать снег? (Нет, поскольку толщина снежного покрова уменьшается, и корни могут вымерзнуть. Но если утаптывание сопровождать постоянной подсыпкой снега, чтобы верхний слой всегда оставался рыхлым, это полезно, поскольку весной увеличиваются запасы воды.)
Экскурсия получит хорошее завершение, если на прогулке дети подсыпят снег по деревья и кустарники своего участка, беря его из сугробов, скопившихся вдоль дорожек.
Данная экскурсия насыщена фактическим материалом. Учитывая степень подготовленности своей группы, воспитатель может упростить ее или разделить на две части.