Дарья Дёмина
Экскурсия в музейной комнате детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсоводы : обучающиеся подготовительной к школе группы «Капелька» : Артур Лиханов, Софья Сидорова, Саша Булдаков, Заира Исааджиева, Вадим Мартынов.
Руководитель: Демина Д. С., воспитатель
Пояснительная записка
Ребенок еще в младенческом возрасте приобщается к народной культуре. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская, общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается и представляет ценный материал для познания ребенком богатства традиций, праздников, обрядов.
Публикация «Экскурсия в музейной комнате детского сада» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Национальная культура малочисленных народов Севера будет сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому деятельность по приобщению детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных организаций ЯНАО.
Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. В детском саду в целях знакомства детей с национальными традициями народов Севера организована деятельность по сбору и изучению краеведческого материала. Создан мини-музей «Нум сёяр». В возрастных группах оформлены уголки Севера, подобран дидактический материал, размещена литература об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.
Тема «Семья –начало культуры народа»
Программное содержание. Дать представление о традиционных занятиях народов Ямала. Воспитывать чувство уважения к коренным народам, их быту.
Материал. Презентация. Изделия из оленьего меха. Поделки из дерева, разновидности нарт. Одежда (малица, ягушка). Детские игрушки).
Ход экскурсии
1 ребенок (1 и 2 слайд) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое, вы сейчас поймете из стихотворения.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум)
2 ребенок (3 слайд) Семья — самый уютный и теплый дом на Земле. И в этом доме все по-настоящему счастливы.
Домом для ненцев, живущих в тундре, является чум. Ненцы чум называют словом Мя. Почему люди живут в чуме, потому что они часто переезжают с места на место, чум удобнее и легко разбирается и собирается.
3 ребенок (4 слайд) Чум не очень большой, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок. Си – мужская часть ненецкого чума. Считается священной. Нё – женская часть чума, прихожая.
4 ребенок (5 слайд) Занимается хозяйством в чуме хозяйка. Она варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.
5 ребенок (переход к экспонатам) Приглашаем посмотреть экспонаты нашего музея. У женщины очень много дел по хозяйству, но в свободное время любит мастерить.
1 ребенок. (показ) Шьет покрытие для чума. Нюки – это полотнища для покрытия ненецкого чума. Также шьет одежду для всех членов семьи. изготавливает узоры их меха, ткани, пуговиц, плетет из бисера. (Рассматривают изделия).
2 ребенок У хозяина тоже много работы, чем он занимается? Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
3 ребенок (показ) Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он также любит мастерить. Что он умеет делать? Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям, и, конечно же, нарты (Рассматривают изделия).О нартах есть загадка «Олень от них убегает, а они не отстают».
4 ребенок (6 слайд) Есть разные виды нарт: ездовые и грузовые. Ездовые бывают мужские и женские. Женские облегчаются тем, что они немного длиннее, со спинкой, для того, чтобы с собой возить детей, чтобы детям было удобно, и они не упали.
5 ребенок (показ) Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов. (показ).
1 ребенок В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и, чтобы не замерзнуть, жители шьют себе специальную одежду.
2 ребенок (показ) Хозяйки шьют одежду для мужчин – малицу, для женщин – ягушку, на ноги – длинные сапоги из оленьего меха – кисы. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает (показ).
3 ребенок (показ) Чем отличается ягушка от малицы? Ягушка – женская одежда, у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается на пальто.
4 ребенок (7 слайд) Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха. Если у мужчин гордость – пояс, то у женщин – сумочка.
5 ребенок (показ). Всю одежду женщины-мастерицы украшают орнаментами из сукна, металлическими бляшками, монетами и бисером.
1 ребенок (показ). В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков – лодочки, фигурки оленей, нарты; для девочек – куколок из утиных носиков и такую же шьют одежду, какую носят сами.
2 ребенок (8 слайд) Дети помогают своим родителям. Девочки помогают маме в чуме по хозяйству, мальчики с папой ходят на рыбалку, вместе охотятся. В играх, копируя занятия взрослых, дети учатся тому, что умеют родителей.
3 ребенок (9 слайд) Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым. Девочек с трех лет обучают шитью одежды и вышиванию орнамента, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.
В мальчиках воспитывают чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу.
4 ребенок (10 слайд) Вот и закончилось наше путешествие. История культуры северного народа ненцы удивительна. Мы рассказали вам совсем небольшую часть, но самую интересную. Потому что все начинается с семьи, где ты родился, как тебя воспитывают. Вот так ты совсем маленьким начинаешь приобщаться к культуре своего народа.
5 ребенок (приглашение угоститься национальным блюдом)
Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том!
Гости явятся едва-
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится
Угостить торопится!
1 ребенок (11 слайд)
Разве можно о Ямале
Рассказать в одном сюжете –
Жаль, что не хватило времени
В нашем путешествии!