Загида Хусаинова
Экскурсия в «Музей Хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в Санкт – Петербургский
«Музей Хлеба»
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
«Музей Хлеба» - единственный в России и тринадцатый в мире был создан в 1988 году, а в 1993 году получил статус государственного. Название музея отражает его суть. Интерес к хлебу – гениальному изобретению человечества – не случаен. В век развития техники хлеб остается символом гармоничных отношений человека с природой. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
Публикация «Экскурсия в „Музей Хлеба“» размещена в разделах
Хлебом – солью встречали новорожденного, жениха, невесту на пороге дома, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни.
Экспозиция музея, дает возможность увидеть быт и нравы наших предков через «хлеб наш насущный». Наряду с экспонатами, характеризующими высокую культуру хлебопечения в древности, здесь показана история хлебопекарного дела в Петербурге.
В музее представлена небольшая городская хлебно - булочная. Пекарня со всем оборудованием, обслуживавшая обычно бедное население столицы.
Особое место в экспозиции занимают материалы, отражающие трагические события истории Петрограда – Ленинграда. В разделе, посвященном Великой Отечественной войне и блокаде, можно увидеть 125 граммов хлеба, которые состоят их жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы. Он выпечен в наши дни по рецепту военного времени, которая разработана в центральной лаборатории треста хлебопечения.
Почему «Хлеб – всему голова?». Хлеб – главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба – нет. Хлеб никогда не надоедает.
Пословицы о хлебе :
«Нет хлеба – нет обеда».
«Хлеб - батюшка, водица - матушка».
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
«Каков у хлеба, таков и у дела».
Наша страна очень большая, и в ней живет много людей; хлеба нужно очень много.
Вопросы к ребенку:
Как его выращивают?
Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?
В музее можно познакомиться с экспозициями, где собраны приспособления для выпечки изделий из теста, применявшиеся на протяжении веков и которые не претерпели существенных изменений. Это совки, лопаты, опарники, ручные мельницы. Наряду с традиционной глиняной и деревянной кухонной утварью в обиход входит и металлическая посуда, формы для выпечки кексов, пряников, коврижек и других изделий.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. У русских людей была своя «чайная церемония». Застав хозяев за чаем, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!», чтобы чай и сахар всегда были в доме, ведь раньше они стоили дорого. Хозяева за столом, считали своим долгом угощая гостя, уговаривать его отведать каждого блюда. Они так говорили: «Ну попробуйте, не откажите в милости!», что такое угощение назвали «понукой».
Обычай чаепития у русского народа был яркий, самобытный. Появившиеся в 18 веке самовары самых разнообразных форм и размеров постепенно заняли важное место. Душистый чай, карамель и леденцы, фигурные пряники и крендели, расписная фарфоровая и керамическая посуда, сверкающий самовар неповторимый колорит русской традиции.
Самым любимым и почитаемым праздником была Пасха, к которой готовились заранее. Главным ее украшением были куличи и пасха, приготовленные в специальных формах, и пасхальный барашек из сахара или масла. Невозможно представить Пасху и без крашеных яиц, чаще всего красных. На праздник дарили и сахарные и шоколадные, деревянные и даже золотые яйца.
В годы первых пятилеток хлебопечение приобретает индустриальные черты. Появляются хлебозаводы, на которых все основные процессы были механизированы. Наряду с традиционным ассортиментом, они выпускали штучные изделия с изображением советской символики: пятиконечной звезды, серпа и молота, и др.
22 июня 1941 года голос Левитана, прозвучавший по ленинградскому радио, и первые бомбежки прервали мирное течение жизни. Уже в сентябре Ленинград оказался в блокаде, означавшей голод и жестокие лишения. С 20 ноября 1941 года в течение месяца и пяти дней хлебная норма составляла 250 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для остальных жителей города., что и сегодня подтверждают скупые цифры официальных отчетов и сохранившиеся продовольственные карточки тех лет.
Вопросы ребенку:
- В каком музее мы находимся? (в Музее Хлеба)
-Чем отличается Музей Хлеба от музея Этнографии? (в музее Хлеба мы все узнаем о том как выпекают хлеб, какие еще хлебо-булочные изделия выпекаются в пекарне, а в музее Этнографии мы узнаем все о том, как жили люди раньше, до нашего времени).
-Чем украшен музей? Что мы видим по углам музея? (снопы, связанные в пучки колосья)
-Вот мы видим русскую печь. Что стоит рядом у печки? (ухват, деревянная лопата, которой достают хлеб из печи, кочерга и др. предметы)
-Какие предметы на стене? (деревянные лопаты лопатки, метелочки для смазывания маслом, разные ножи)
-Мы видим стол. Что стоит на столе? (соль, чугунок, сито)
-Что стоит возле стола? (большой самовар, кадка для воды)
-Какую выпечку можно еще увидеть? (праздничная, куличи, пряники, печенье, разный хлеб)
-Чем отличается повседневный хлеб от праздничного? (он украшен разными фигурками, расписан красивыми узорами)
-Какой уголок в музее говорит о Великой Отечественной войне? (пусть ребенок покажет этот уголок). Рассмотрите железную кровать, окна, оклеенные полосками бумаги крест на крест, чайник, и маленький кусочек хлеба.
-Почему Ленинградцы получали такой маленький кусочек хлеба? (была блокада)
-Что такое блокада? (это когда город окружен со всех сторон врагами и в городе нет никаких продуктов)
В заключение можно сказать, что много людей работает, чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы должна помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем говорить «Спасибо!».
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб – богатство нашей Родины.
В завершении экскурсии обязательно похвалить ребенка, даже если он не ответил на некоторые вопросы.
Задание: нарисовать все, что особенно запомнилось.
Выполнить задание в приложении.
Пшеницу издавна сеяли на Руси. Полюбуйся красотой колосьев и зёрен. Обведи и раскрась их жёлтым карандашом. Спроси у взрослых, что приготовлено из пшеницы?