Краснова Светлана
Экскурсия в музей «Хлеб — всему голова» с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с видами хлебобулочных изделий; дать знание о нелегком пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Публикация «Экскурсия в музей „Хлеб — всему голова“ с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
2. Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.
3. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
4. Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.
5. Развивать познавательный интерес, любознательность.
Словарь: Семена, хлебные колосья, пшеница, рожь, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай.
Демонстрационный материал: Иллюстрации, изображающую пахоту, сев, жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках. Муляжи хлебобулочных изделий, каравай, колосья пшеницы.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы посетим чудесный музей, который называется «Хлеб – всему голова». Посмотрите, как много здесь хлебобулочных изделий! Давайте, их назовём. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и т. д.)
-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто.
Хлеб всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова : «Хлеб- всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, как и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска».
— Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка- калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
(Погореловский.)
Воспитатель: -Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т. д. И такой хлеб давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл большой путь, прежде чем появиться в магазине. А вы знаете, дети, кто же выращивает зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пекут душистый свежий хлеб.
— Ребята, люди разных профессий трудятся над изготовлением хлеба.
Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр,грузчик, мукомол, пекарь и т. д.
— Каждую осень хлеборобы заботятся о хорошем урожае.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, это колосок!
А где же вырос колосок? Кто его посадил? Вы хотите узнать?
(Показывает зёрна пшеницы.)
Отгадайте, что у меня в ведерке?
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья (семя)
Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит колосок, мука, хлеб, батон)
Осенью трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды.
Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.
Хотите превратиться в него? (Да)
Что будем сейчас делать? (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).
Тогда поехали.
Тара – тара – тара - ра.
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
(Дети «едут» по группе)
Сею – вею – посеваю,
В землю зёрнышки бросаю.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и сеют зерно. Появляются всходы, которые питаются дождями и яркими лучами солнца.
Воспитатель:
Давайте солнышко позовём.
(дети делают хоровод и читают закличку)
Солнышко – вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей!
Солнышко ясное нарядись.
Солнышко красное
Покажись!
Вот и солнышко выглянуло. Какое оно? Опишите (круглое, ласковое, желтое, теплое). А что еще нужно чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)
(дети бегают по залу)
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут бублики и сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Растут всё лето под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба как бы не сломились колосья и не полегли. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там зерно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны хлебом.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
(С. Погореловский.)
-Нелёгкий путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же эти руки? (Руки агронома, комбайнёра. Шофёра. Мельника. Пекаря, продавца и т. д)
— Ребята, но самый душистый хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и за одно отдохнём.
«ПЕЧЁМ ПИРОГИ»
Засучили рукава- всыпали муку- налили воду- добавили соль- взбили яйцо- перемешали- побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь- испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.
Воспитатель: – Ребята, что вы узнали сегодня?
Дети- Узнали,что нужно бережно хлеб относиться к хлебу, потому что хлеб на стол попадает благодаря тяжёлому труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Воспитатель: Вам понравилось, сегодня, путешествовать по музею?
Дети: Да
Воспитатель: В следующий раз мы ещё с вами совершим экскурсию по этому увлекательному музею, который называется «Хлеб – всему голова».