Любовь Заикина
Экскурсия с детьми старшей группы «На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Детский сад общеразвивающего вида № 57».
Экскурсия
«На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем»
с детьми старшей группы.
Воспитатель: Заикина Любовь Изосимовна
( Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество)
Программное содержание:
Публикация «Экскурсия с детьми старшей группы „На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
1. Расширять знания детей о лекарственных растениях, о роли лекарственных растений в жизни человека
2. Продолжать учить распознавать лекарственные растения.
3. Воспитывать доброту, заботу о природе, готовность в любой момент прийти ей на помощь.
Материалы:
-Лекарственные растения:
-стихи о лекарственных растениях;
-легенды и сказки о лекарственных растениях;
-иллюстрации;
-грамзапись голосов природы;
-составление альбома: «Лекарственные травы»
Ход экскурсии.
В:-Ребята, сегодня с вами мы пойдем на прогулку.
На лугу и на полянке
Много разных там цветов.
Один прекрасно лечит ранки,
Другой всгда помочь готов.
Спасет от стресса и простуды
И кашель вылечит любой.
Не трава, а посто чудо,
Как лкарство нам порой.
В: А как это на полянке мы можем встретиться с лекарствами? Ведь там одна трава и цветы. Что это такое?
-Лекарственные травы.
В: А вы хотите узнать, почему их так стали называть? Что за лечебные качества в них скрываются?
Тогда пойдемте встретимся с ними и может они сами расскажут нам свою историю.
-А вот и первый попутчик. Что это за растение?
Ранние весенние желтые цветы,
Очень необычные зеленые листы.
С одной стороны лист блестящий и гладкий,
С другой он светлее, приятный и мягкий.
Скажите, цветочек как этот зовут?
Илечит детишек о от простуд.
(мать- и –мачеха).
«Как то поздней осенью девочка с дедушкой по лесу гуляли. Подошли они к лесному оврагу и видят, усеян он весь большими, смешными лопухами в ржавых пятнах.
Девочка сказала насмешливо:
-Это лопухи в траву спрятались, потому что стыдно им быть такими растрепанными.
Дед засмеялся и говорит:
-Нет, милая, не стыдно им вовсе. Они сейчас важным делом заняты. К зиме готовятся, копят в своих мясистых корневищах питательные вещества. Это же листья мать-и-мачехи- первенца весны. Радовала мать-и-мачеха землю по весне своими головками солнечными. Они не всегда такими грубыми были. Появились на свет они пушистымии мягкими. А когда подросли, пушок у них только снизу остался. Сверху они стали гладкими, словно сердечки зеленые. Как только мать-и-мачеху не называли: белокопытником, водяным лопухом. Любят ее люди и ценят за целебность. Чаи из мать-и-мачехи помогали от кашля. Листочки- кладезь живительных витаминов: и простуду лечат, и мозоли, и ссадины. Это будто добрые и нежные ладошки».
А это что такое?
Солнцежелтый одуванчик,
Положу тебя в карманчик.
Будет нужный всем салат,
Он полезен для ребят.
Золотой и молодой-
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
«Случилось это очень давно. Земля в ту пору была богатой и прекрасной. Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, и удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них сделают. Для улучшения аппетита и снятия жара- это лучшее средство. А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье.
Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится».И действительно, чуть черная туча появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. Это он о несчастье предупреждает.
Матушка- природа подарила его семенам пушистые парашютики, чтобы ветер мог унести его в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света».
-Отправляемся дальше.
Есть множество цветов красивых, осторожных,
Но мне приятней всех обычный подорожник.
Ему, быть может, и трудней расти,
Но все же он с людьми находится в пути.
«Большой подорожник всегда рос вдоль тропинок и дорог хоженых, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны да царапины им полечить. Но звери лесные от человеческого глаза прячутся, вот и не замечал человек целебных свойств этого растения. Но воротился однажды в село со службы солдат весь израненный. Решила жена везти его в город к врачу. По пути одолели ее думы горькие и не заметила она, как на дорогу выползли две змеи и переехала одну колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как подружка змеи выползла из кистов с листом подорожника и обернула ими раненую там, где ее колесом переехало. Через некоторое время раненая змея зашевелилась и обе подружки уползли в кусты. Подумала женщина и сделала из листьев подорожника повязку мужу на раны. И помогло солдату. Зачем было ехать за доктором, если доктор под боком живет?
Подорожник не только кровь останавливать умеет и раны заживлят, но укусы опухоли лечит. Укусит пчела или змея, он от боли спасет и отек снимет. Не зря его матушка- природа вдоль дорог поселила и дала широкие листья и высокие стебли с семенами колоском. По этим приметам его найти не трудно».
-Ну пойдемте дальше, поищем еще что-нибудь.
Ах, крапива, как ты жжешься, прямо в руки не даешься.
В огороде ты сорняк, но не выбросим никак.
Много пользы ты приносишь, и в беде ты нас не бросишь.
«Однажды весной пошла Машенька погулять и видит, возле забора уже выросла молодая крапива с остроконечными зазубренными листиками. Погладила Машенька зеленые листики и тут же руку отдернула, будто ее пчела ужалила. Решила она одеть варежки и выдернуть эту злую крапиву, но бабушка ее успокоила и предложила лучше набрать пакет крапивных листьев. Она сварила из них зеленый суп со сметаной. Раньше крапива людей всегда кормила, особенно в голодные годы: из нее суп варили, салаты делали, начинку для пирогов. Да не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала. «Одна крапива семерых врачей заменяет». Чтобы волосы были пушистыми и крепкими, надо пополоскать отваром крапивы. Вот такая полезная эта трава».
Посмотрите на эти симпатичные колючки. Казалось бы никому они не нужны и никакой пользы не приносят. Но это только так кажется. Колючки то может и не нужны, а вот корни лопуха используются в медицине. Собирать их нужно осенью, когда они накопили свои целебные свойства. Настой и отвар обладает мочегонным свойством, применяется при почечно- каменной болезни, ревматизме, рахите, фурункулезе.
Как хорош сегодня наш лопух!
Он вчера был тусклым, запыленным,
Дождь его промыл, он весь набух,
Стал тугим, блестящим и зеленым.
Шелковистый зонт раскрыл лопух.
От дождя им землю прикрывает,
И красавец- молодой петух
Под зеленым лопухом гуляет!
Ну вот, сколько мы с вами нового узнали, но это еще не все. На земле очень много трав и растений, которые нам заменяют докторов.
А ведь есть еще калина, облепиха и рябина
И смородина поможет нам здоровье укрепить.
И малину, и шиповник, и бруснику мы найдем.
Ягод много соберем, и домой их принесем.
Вот уж мама нас похвалит, будет крепче нас любить
И полезные все травки нам заварит, чтобы пить.
А таблеток нам не надо
Мы природе нашей рады.
А теперь пойдем в мастерскую художника и нарисуем лекарственные травы, какие запомнили и составим альбом: «Наша зеленая аптека».
Пояснения к конспекту «На полянку в лес пойдем и лечебных трав найдем» Заикиной Л. И. Вологодская обл. г Грязовец, БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №57».
Пособия для родителей и педагогов Л. Ф. Тихомировой «Упражнения на каждый день»
Уроки здоровья для детей 5-8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.-144 с.