Екатерина Николаевна Бусько
Экскурсия по экологической тропе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия по экологической тропе
в детском саду
Цель: дать первоначальные представление о почве как о компоненте природы, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, мята, малина, земляника); вести в активный словарь понятие «лекарственные травы»; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение помогать ей; формировать навыки поведения в природе.
Публикация «Экскурсия по экологической тропе в детском саду» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии по деткому саду
- Темочки
Материал: мешочек с землей, вода, песочные часы, чашки, чай.
Ход экскурсии
Воспитатель: дорогие дети, уточка Флора прислала нам очень ценный подарочек-мешочек волшебной земли со своей тропинки. Она просила сказать, что эта земля называется почвой и что она очень нужна всем растениям. что мы можем с нею делать в группе (ответы детей.)
Воспитатель: правильно, мы положим эту землю в горшки с комнатными растениями, чтобы они лучше росли. А ещё уточка Флора снова приглашает всех нас к себе в гости на экологическую тропы, где нас ждут сюрпризы.
Дети выходят на улицу, где их встречает уточка Флора. Она ведет детей к точке экологической тропинки «Огород».
Флора: Дорогие дети, вы получили мой подарок с волшебной землей? Что вы с нею сделали? (ответы детей).
Флора: вы поступили правильно, что подарили её комнатным растениям. А почему земля волшебная, знаете? (ответы детей).
Флора: это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения. А росли бы деревья, кусты, цветы, если бы не было земли, этой волшебной земельки, куда мы все это садим? (ответы детей).
Флора: да, ребята все это невозможно без земли. А вы наблюдали, как взрослые ухаживают за огородом? Что они делают с почвой? Что будет с растениями, если почву не возделывать? Что нужно делать, чтобы избавиться от вредителей, сорняков? (ответы детей.)
Флора: правильно ребята. Все это нужно знать и правильно выполнять. Ведь раньше землю называли «матушкой», «кормилицей», и без дела в огороде люди не топтались, они берегли почву, её плодородие.
Флора: почва, ребята, бывает разной плотности. И сейчас мы это проверим на опыте. (опыт: находим впадинки в земле, в разных местах заполняем их водой, засекаем время просачивания её в почву различной плотности.)
Флора: И еще я вам покажу уголок с растениями, которые не только украшают огород, но и приносят большую пользу людям –лечат их (обращается к воспитателю). А наши ребята помнят правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.
Дети:
Ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;
Найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;
Нельзя рвать цветы, ломать ветки;
Если кто то идет на встречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.
Флора: Молодцы, ребята! Идем к нашему уголку-уголку лекарственных трав. Вот, например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, и тогда она быстрее заживет.
Флора: А это растение называется мята. Мяту используют при заваривания чая, а также в качестве приправы к салатам, супам, овощным, мясным, рыбным блюдам. Свежие листья прикладывают ко лбу при головной боли, также мята входит в состав зубных паст.
Флора: Земляника. Вы все знаете это растение. Для лечения применяют плоды и листья. Свежие ягоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварения, утоляют жажду, листья обладают обезболивающим свойством.
Флора: А вот этот кустарник называется малина. Для лечения используют цветки, листья, корни. Свежие плоды малины повышают аппетит и улучшают деятельность желудка, а также обладают обезболивающим, жаропонижающим свойствами. В малине, так и в землянике и других ягодах, много витаминов.
Воспитатель: В определенное время идет сбор лекарственных трав, сушка плодов. Подорожник, мята, земляника, малина, эхинацея – лекарственные травы.
• Среда обитания
• Приспособленность к среде обитания
• Размножение, взаимосвязи, существующие в природе
• Значение в жизни человека
• Роль человека в жизни человека
• Правила поведения человека в природе
Практическая деятельность.
Цель: закреплять нормы поведения в природе, формировать разумного ограничения потребности для сохранения окружающий среды во всех её взаимосвязях.
Дети обычно участвуют в уборке территории, её благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они помогут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц и т. д.
Экологические игры.
Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, «Уборка урожая», «Стройка» (во время игры формировать представление о том, что строительство может осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил).
Имитационные экологические игры основаны на моделирование экологической деятельности. Игра «экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия воздействия человека на биоценозы, а игра «экологические пирамидки» помогают показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологический знаний, навыков, умений к ним относиться: конкурс-аукцион, конкурс –марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Игры путешествия широко применяются в практике дошкольного учреждений, когда дети с помощью ТСО попадают гна Северный полюс, на дно океана и т. д. путешествовать можно в старшей группе и по карте или фантазировать.
Дидактические игры большое значение имеют в работе с дошкольниками: «Кто где живёт», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом», Живое-неживое», «Птицы, рыбы, звери», «Что сначала, что потом», «Выбери правильную дорогу» (о правилах поведения в природе).
«Зеленый патруль».
Дети старшей группы обходят территорию детского сада, отмечают объекты, нуждающиеся в охране, помощи, принимают меры по её оказанию. Ребята пользуются картой, составленной вместе с воспитателем. «Зеленый патруль» может знакомить малышей с правилами поведения в природе. Патруль также определяет, есть ли на участке или близлежащих территориях редкие или ценные растения, защищать не только растения, возникновения пожаров, правилами поведения в природе.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Это форма работы способствует закрепления в создании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:
1. Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
2. Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.
3. Ягоды по одной в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
4. Из гнезда выпал птенец. Что ты предпримешь? (смотреть ситуации можно в книге Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми» стр. 108)
Уроки доброты.
Цель: Формировать положительное эмоциональное отношения к природе, желание беречь и заботиться о ней. Воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Уроки доброты проводят индивидуально или с небольшой подгруппой детей старшей группы в минуты обращения их к миру природы. Такие многослойными, могут сочетаться со слушанием музыки.
Тематика уроков:
1. «Что значит быть добрым?»
2. «Жалеть надо уметь»
3. «Красота человека»
4. «Чем удивительно лягушка?»
5. «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?» и так далее.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ
• Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания, очищают загрязнённый воздух от пыли и копоти.
• Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.
• Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.
• Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяется очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТОЙ
• Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
• Не оставляйте открыми водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.
• Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на земле ограниченны.
КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ
• Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдумать, а воде размывать её, увеличивают слой перегноя.
• Нужно оберегать животных, обитающие в почве – они увеличивают ее плодородность.
• Нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действиями микробов, они возвращают в почву минеральные соли необходимые растениям.
• Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почвы высыхает.
Объекты экологической тропы я/с
Альпийская горка.
• Камни, песок, земля – неживая природа
• Мхи
• Цветущие растения, подходящие для посадки на альпийской горке
• Маленькие водоемы и другие
Цель: 1. Формировать знания о целостности природы и об основных признаках живой природы, условиями, необходимыми для роста и развития. 2. Познакомить с разными ландшафтами в природе, сформировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания. 3. Познакомить со свойствами, отличиями песка и земли. 4. Познакомить со свойствами воды, обитателями водоема.
Цветочная клумба.
• Цветы многолетние и однолетние, низкорослые и высокие.
• Сорняки
• Рассада, семена
• Папоротник – орляк.
Цель: 1. Познакомить с формами размножения растений. 2. Сформировать понятие о том, что цветы, растения бывают культурными и дикорастущими. 3. Дать понятие о сорняках, прополке. 4. Сезонные изменения на клумбе. 5. Дать представления о функциях частей цветков. 6. Формировать представления о красоте, неповторимости каждого конкретного растения. 7. Рассказать, что некоторые растения (такие как папоротник) могут предсказывать погоду, время.
ОВОЩНОЙ ОГОРОД.
• Различгыя овощи
• Травы вокруг огорода
• Почва
• Сорняки
• Подземная среда обитания, червяки.
Цель: 1. Дать понятие, что есть разные среды опроизрастания растений, выделить основные условия мест произрастания, познакомить с основными экосистемами.
2. Формировать знания о трудовом процессе подготовки почвы, посадки, прополки, рыхления, полива, сбора урожая и т. д. 3. Познакомить с понятием «Сорняки». 4. Развивать необходимые умения, навыки для ухода за огородом, овощами. 5. Познакомить с многообразием овощных культур. 6. Знакомить с богатым миром травянистых растений. 7. Выяснить связи внутри экосистемы «огород!. 8. Познакомить с подземной средой обитания и её обитателем – червяком.