Марина Мухаматшина
Экскурсия по экологической тропе «Объекты — Дуб мудрости. Пенёк раздумий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с объектами экологической тропы: дуб, пень.
Задачи:
1. Формировать представление детей о пне и дубе, как о живых объектах природы, представление о том, что они являются жилищем разных насекомых, животных и птиц;
2. Развивать представление детей о том, что объекты живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию с помощью родителей, использовать в поделках);
Публикация «Экскурсия по экологической тропе „Объекты — Дуб мудрости, Пенёк раздумий“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.
Ход: Ребята, сегодня я получила письмо от Старичка Лесовичка. Послушайте, что он пишет:
«Дорогие ребята, я давно наблюдаю за вашими путешествиями по экологической тропе. Я рад, что вы такие любознательные, хотите многое узнать и изучить. И сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости. А где живу я, вы узнаете отгадав загадку:
Был я деревом когда - то
И шумел листвой, ребята.
Потерял свою красу –
Стал я ниже всех в лесу (пень).
Молодцы, ребята. Загадку отгадали. Всё правильно, Старичок Лесовичок живёт в Старом Пне. Давайте с вами подойдём поближе и послушаем историю, которую рассказал мне Старичок Лесовичок об одном удивительном дереве.
Называется это дерево Дуб. Вырос он из одного маленького семечка. С каждым годом Дуб набирался сил и рос. Становился все выше и выше. Крепчал. Дуб распускал каждую весну зеленые листья, летом умывался теплыми дождями, осенью дарил пожелтевшую листву холодным ветрам, зимой кутался в снежную шаль. Птицы вили на нём гнезда, по стволу пробегали ящерицы, веселые белки прыгали на его ветках, и важные жуки проползали по своим делам. Со всеми Дуб дружил, и никого не обижал. Прошло время. Состарилось дерево, и от сильного ветра погибло. Люди его спилили. Из ствола сделали мебель, из толстых веток – бумагу для книг и тетрадей. Дуб прожил долгую жизнь и выполнил свой долг, как солдат, и мы должны его уважать. А сейчас остался от него лишь пень.
Посмотрите, каким красивым дубом был наш пень. Давайте с вами рассмотрим как рос дуб (Дети рассматривают цикл развития дуба на картинке).
Ребята, а вы знаете, как называются плоды у дуба (жёлуди).
(Дать детям рассмотреть жёлуди).
Ребята, а как вы думаете: дерево живое или нет? А пень? (Ответы детей).
Конечно же они живые. у них есть корни, которые удерживают дерево и по которым к дереву поступают питательные вещества. Дерево растёт, а из пня тоже появляются молодые веточки, побеги. А если бы они были не живыми, то и листики на них не появлялись бы.
Давайте с вами поиграем в игру «Живое –неживое».
Я буду называть слово и бросать вам мяч. Если это живой объект, то мяч нужно поймать, а если неживой, то мяч не ловим.
Зайчик, листок, пень, мышка, дятел, дуб, воробей,лягушка, жёлудь и т,д
А сейчас, ребята давайте подойдём к нашему пню поближе.
Около пенька шуметь нельзя, чтобы не распугать его жителей. А жителей разных на пеньке много.
Разные насекомые, когда услышали, что есть свободный пенек, поселились в нем.
А чтобы узнать для кого пень служит домом, нужно отгадать загадки. Но мы будем не просто отгадывать загадки, но еще и изображать отгадку.
1. Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(кузнечик)
2. На поляне у пня
суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(муравьи)
3. В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
4. На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (улитка)
5. Над цветком порхает, пляшет.
Веером узорным машет.
(бабочка)
6. Много меду собрала
Работящая (пчела).
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
- Ну что же, молодцы, все отгадали. А теперь давайте рассмотрим пенек и его жителей. Правда сейчас наступила осень и многие жители уже спят. Но кое-кто ещё остался.
Что за кучка около пенька? (муравейник). А почему муравьев не видно, летом мы их видели? (ответы детей). Потому что осень, надо готовиться к зиме.
- Ребята, муравьи на зиму закрывают в муравейнике все окна и двери и зимуют там до весны.
- Кого еще вы видите на пеньке? Как называются эти жучки? Посмотрите, один такой жучок к нам прибежал. Как зовут тебя, дружок! Ребята, жуки очень любят греться на солнышке, но зимой они спрячутся под листьями и будут спать там до весны.
А каких еще насекомых вы знаете? (ответы). Предлагаю поиграть в игру. Я буду называть слова, если вы услышите название насекомого, приседайте (игра).
Зайчик, бабочка, мышка, Лягушка, жук, пчела, Лиса, комар, муравей, Волк,
шмель, стрекоза, медведь.
Молодцы.
- А теперь вернемся к нашему пенечку. Чем покрыт пенек? (корой). А как вы думаете для чего нужна кора?
Дети: защищает дерево.
А от чего защищает дерево кора?
Дети: от повреждений.
Верно, а еще – от высыхания, от воздействия сильного холода и жары.
А какая кора? (подбор определений: шероховатая, коричневая, изъеденная).
Что ещё мы видим? Трава растёт, мох, грибы. А кто знает, какие грибы больше всего любят расти на пне? (опята) Посмотрите, как дружно опята растут на пеньке. (Рассматриваем)
Ребята, а как вы думаете, сколько лет нашему дереву? А вы знаете, что возраст дерева можно определить по кольцам, которые видны на его спиле?
Если подойти к пню поближе, то можно увидеть колечки. Оказывается, каждое колечко – это прожитый деревом год. Подсчитав их, можно узнать, сколько было дереву лет.
НО наш пенёк уже очень старый, поэтому колечки рассмотреть трудно, но я приготовила для вас такие маленькие пенёчки, спилы дерева, которые можно рассмотреть и посчитать кольца. (Рассматриваем спилы дерева)
По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании. Кольца расположенные на расстоянии друг от друга, значит дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста).
(Дети считают кольца).
А сейчас, ребята давайте см вами ещё немножко поиграем.
Игра
Если я скажу - ДУБ, вы машете руками, как дерево веточками,
Скажу пень – стоим.
А если скажу пенёк- приседаем.
(Дерево, пень, пенёк, пень, пенёк, дерево, пенёк, дерево и т. д.
Молодцы.
Вам понравилось путешествие? А чтобы наш пенёк не грустил зимой один, давайте подарим ему солнце добрых пожеланий. Вот солнце, а каждый лучик – доброе пожелание. (Дети прикрепляют лучики-прищепки с пожеланиями).
- У меня тоже есть пожелание, я хочу, чтобы вокруг было много красивых деревьев, а летом цветов.
Как вы думаете, что для этого надо делать нам, людям? (Беречь природу, не рвать цветы, не ломать кусты и ветки деревьев, сажать деревья).