Людмила Кардаш
Экскурсия на природу «Там на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
Кардаш Людмила Ивановна, воспитатель
МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»
Старооскольского городского округа
Цель экскурсии :
Создание условий для воспитания экологического мышления личности.
Задачи:
-Продолжать формировать у детей представление о том, что нетронутый уголок природы - это сообщество травянистых растений.
Публикация «Экскурсия на природу „Там на неведомых дорожках“» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
-Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы - первоцветы; познакомить с особенностями одуванчика, мать-и-мачехи, медуницы; уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе (насекомые, появившиеся первыми весной, собирают с этих цветов нектар).
-Рассказать детям, что среди травы и цветов живут насекомые (бабочки, пчелы, божьи коровки).
-Воспитывать осознанное, бережное отношение к первоцветам, формировать умение правильно вести себя на природе, воспитывать ее эстетическое восприятие.
-Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь.
-Продолжать учить детей простым природоохранным мероприятиям.
Ход экскурсии
Педагог. Ребята, сегодня мы пойдем в гости к травам, цветам и насекомым. Послушайте загадку и отгадайте, что это такое:
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.
Педагог. Так куда мы пойдем?
Дети. На природу.
Педагог. Правильно.
Педагог. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам нравится здесь?
Дети. Много разных цветов и травы.
Педагог. Да, нас окружает множество трав и первоцветов. Одни весенние растения уже цветут, а другие еще только что показались из-под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свернутыми листьями, другие же согнутым стебельком. И много же силы в этих ростках! Каждый день расцветают новые цветы. А как можно назвать все это одним словом?
Дети. Луг.
Педагог. А на что похож луг?
Дети. На платок, на ковер, на скатерть.
Педагог. Ребята, на лугу нельзя шуметь, нельзя рвать много цветов, ловить насекомых. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)Необходимо сохранять целостность луга. Если мы будем рвать растения, то они могут погибнуть.
Педагог. Нас окружает много звуков, запахов и света. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали?
Дети. Щебетание птичек, шум реки, легкое дуновение ветерка, жужжание шмеля и т. д.
Педагог. Можно почувствовать тепло, которое дарит нам солнышко, протяните ладошки к солнцу и закройте глаза.
Педагог. Ребята, какого цвета луг?
Дети. Желтого, зеленого.
Педагог. Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
Дети. О золотом луге.
Педагог. А почему он так называется?
Дети. На нем росло много желтых одуванчиков.
Педагог. На что похож одуванчик?
Дети. Одуванчик похож на золотой шар, чашечку.
Педагог. Давайте найдем одуванчик среди растений луга и поздороваемся с ним. Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он. Одуванчик - лекарственное растение. Листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
. Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня.
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.
(Е. Благинина)
Педагог. Какой цветок тоже похож на одуванчик? Это мать-и-мачеха. А теперь найдите мать-и-мачеху. Это тоже лекарственное растение. Листья крупные, круглые. Приложите к щечке лист гладкой стороной. Что вы почувствуете?
Дети. Прохладу.
Педагог. А теперь приложите шероховатой стороной. А что вы почувствовали сейчас?
Дети. Тепло.
Педагог. Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети. Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона.
Педагог. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля. Какие еще растения растут на лугу?
Дети. Медуница.
Педагог. Какого она цвета?
Дети. Розового.
Педагог. Да, сейчас медуница розового цвета, так начинает цветок свою жизнь. Но когда его опылят насекомые, то на одном стебле цветы будут разного цвета: розовые, голубые, синие, фиолетовые. Медуницу используют для лечения легких, почек, для заживления ран. А сейчас посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?
Дети. Пчелы собирают нектар с цветков, летают бабочки, ползают божьи коровки.
Педагог. Ребята, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым, ярким?
Дети. Нет!
Педагог. Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Педагог. Да, правильно, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. С насекомыми луг выглядит более живописным, ярким.
Педагог. Дети, посмотрите еще раз внимательно на наш луг. Кое-где лежат пакеты, мусор. Разве можно это оставлять здесь?
Дети. Нет.
Педагог. Нужно убирать весь тот мусор, который мы с собой приносим. Тогда луга будут чистые, и это не будет мешать росту растений.
Педагог. Ребята, какие растения вы видели на лугу? (Ответы детей.) Где еще вы видели эти растения?
Дети. На участке, в поле, у себя на даче.
Педагог. В каких местах, на солнце или в тени, вы видели эти растения? (Ответы детей.) Правильно, на солнечной стороне, этим растениям нужен свет и тепло. Растения, которые любят свет, называют светолюбивыми. Наша экскурсия закончена, мы пойдем в сад и нарисуем все то, что видели на лугу.
Работа после экскурсии. Коллективное рисование на тему «Там на неведомых дорожках…»